Lenin

про Октябрь

Октябрь в России

Октябрь в России.

Вышедший в 1963 году сборник классических произведений советской литературы, посвященных Октябрьской революции.

Мало кто его станет сейчас читать. Но для памяти.

Содержание:

М. ГОРЬКИЙ. Егор Булычов и другие. Сцены
М. ГОРЬКИЙ. Достигаев и другие
Б. ЛАВРЕНЕВ. Разлом. Пьеса в четырех действиях
Н. ПОГОДИН. Человек с ружьем. Пьеса в трех действиях, тринадцати картинах
Э. КАЗАКЕВИЧ. Синяя тетрадь. Повесть
A. КАПЛЕР. Ленин в Октябре. Киноповесть
Е. ГАБРИЛОВИЧ. Последняя ночь. Киноповесть
B. КОЖЕВНИКОВ. Заре навстречу. Повесть
A. БЛОК. Двенадцать. Поэма
Д. БЕДНЫЙ. Главная улица. Поэма. 1917—7/Х1—1922 г.
C. ЕСЕНИН. Анна Снегина
B. МАЯКОВСКИЙ. Хорошо! Октябрьская поэма
burzhuizaputina

загадка просто

Из комментариев:

"Стоит добавить, что США, на которые надрачивают все либералы постсоветского пространства, сейчас осуществляют всего порядка 20 космических запусков в год. А СССР в 1980-е ежегодно запускал на орбиту порядка 100 ракет-носителей. И господствовал в ближнем космосе примерно, как Британия на морях в 19 веке."

Я не понял одного только - ну вот а зачем советские коммунисты запускали в Космос столько галош?

трудный выбор

1021470739

Кремье Ф., Эстаже Ж. Как это было: ФКП в 1939—1940 гг.

Пер. с фр./Под ред. и с послесл. В. В. Загладина — М.: Прогресс, 1989.

Добрые люди наконец отсканировали и выложили эту книгу.

Она посвящена довольно сложному периоду в деятельности компартии Франции в тот период, когда СССР заключил пакт о ненападении с Германией, а Франция оказалась в состоянии войны с последней и возникла проблема - верность Коминтерну (то есть СССР) и патриотизм.

о страхе

Читая воспоминания разных людей о нашем страшном советском прошлом, постоянно натыкаешься на какие-то вещи, которые несколько противоречат тому, что нам об этом самом жутком прошлом рассказывают.

Например, каждый уважающий себя ̶критик сталинизма знает, что Партия ничего не решала, была просто машиной для голосования etc.

Но вот Георгий Лукич Смирнов (в своих очень любопытных мемуарах, к которым я еще вернусь, коли не ковидла не прибьет, а файл выложу) рассказывает.

1948 год. Сталинградский область, Мачешанский район.

"В феврале 1948 года состоялась районная партконференция. Конференция прошла остро и даже скандально. Накопилось много горючего материала. Не были избраны все три секретаря райкома, отклонены две новые кандидатуры на пост первого, рекомендованные обкомом партии. Работавший до конференции не прошел из-за его высокомерного отношения к людям, а предложенный вместо него просто потому, что чужак, из другого района, «кот в мешке». Конференция длилась больше недели, в Мачеху прилетел на самолете еще один уполномоченный обкома, более высокого ранга. И все равно конференция, а затем вновь избранный райком проголосовали за всех «своих», в том числе и за своего «первого». Меня избрали секретарем по кадрам. Конференция получила большой резонанс в области, ее долго вспоминали как пример того, что может решать местный актив. Кстати сказать, никаких репрессий, ни даже упреков «сверху» не последовало. Но над этим тогда особенно не задумывались, восприняли все происходящее как должное".

То есть как-то несколько противоречит идее о том, что коммунисты были просто винтиками, да?

стукнулись о дно

"Воистину, одним из первых нацистских коллаборационистов в СССР был именно Сталин и его ближайшее окружение."

(с) "Марксистская тенденция", про ролик Рудого о крымо-татарах.

Что мне вдвойне обидно - в общем-то я считаю интеллектуальный уровень условных "троцкистов" более высоким, чем у условных "сталинистов" (термины эти я хоть и сам употребляю иногда, но считаю уже бессмысленными). При этом и в прошлом и в настоящем.

Но вот такие фразы - это зашквар. Даже не потому, что это уровень перебранки базарной, но и исторически это просто глупость.

Так что я вот вам скажу, короче. Коммунизм мы так точно не построим.

классовый подход

Обсуждения наши по поводу влияния рок-музыки на распад СССР неизбежно приводят нас к более общей теме - теме "культура и СССР" и "интеллигенция и СССР".

И тема эта очень огромна, поэтому позволю себе лишь несколько замечаний.

Я несколько раз задавался вопросом и задавал этот вопрос другим - а можно ли назвать имена достаточно крупных писателей (деятелей культуры вообще), которых можно назвать коммунистами? Или марксистами?

Советских - можно. И среди них были действительно крупные имена. Но есть одно обстоятельство. Я очень хорошо знаю, что случилось с огромным количеством советских деятелей культуры после того, как "твердый" СССР начал исчезать во время "перестройки" и исчез вообще после 1991 года.

Иногда просто до смешного, когда мы видим "бесогона" Михалкова, снимавшего революционные истерны вроде "Свой среди чужих".

Или, из личных воспоминаний. Когда вторую кнопку Всесоюзного радио отдали "демократам", оттуда, еще при живом СССР, полились потоки грязи на СССР. И среди прочего я хорошо запомнил выступление режиссера другого советского революционного истерна, "Белое солнце пустыни", Владимира Яковлевича Мотыля, в котором он говорил, что ему стыдно за то, что он снял этот фильм: прославление красного империализма, красноармеец Сухов как его символ. Каково было мое удивление, когда уже много лет спустя, когда случился какой-то юбилей картины, отмечавшийся на ТВ, которое я еще в ту пору смотрел, тот же Мотыль ласково выслушивал источаемые в его адрес комплименты за гениальный фильм.

Вообще то, что происходило во время "перестройки" иначе, чем вспышкой бешенства советской интеллигенции я назвать не могу.

Вот, например, статья одной литературной дамы в одном из первых НФ-журналов:

"Похоже, что наша восьмидесятилетняя история - это история примитивизации. Если человечество воспринималось как материал, который можно переделать рядом простых приемов, если людей пытались осчастливить с помощью "лампочки Ильича", химизации и коллективизма, значит человечество было слишком простым понятием. Общество, в котором мы жили, было обществом культурного, философского, культурного упрощенчества."

Заметьте, сам факт "лампочки Ильича" дамочка под сомнение не ставит. Но что ей с того, что в темную во всех смыслах деревню большевики эту самую лампочку принесли. "Культурное упрощенчество!" - вот где трагедия. Что по сравнению с ней электростанции и свет в миллионы крестьянских изб.

Другой советский режиссер Бондарчук-старший, которого часто вспоминают, и который выступал на многих съездах КПСС с правильными советскими речами за коммунизм, после СССР стал православным и заединщиком печальников за русский народ из "русской партии".

А вот сам заединищик и печальник писатель увешанный советскими наградами Астафьев - тот наоборот, тот стал за Ельцина и антисоветской истеричкой.

Советские писатели - это вообще особая история. Письмо 42-х 1993-го стоит только посмотреть.

После 1991 года я, собственно, не знаю ни одного советского деятеля культуры, который бы внятно сказал бы: простите-извините, но я как был, так и остаюсь верен этому самому марксизму-ленинизму. В самом лучшем смысле - ругали ельциновский бандитско-воровской капитализм. Да и то по пальцами пересчитать.

Но и с умершими все непросто. Вот вышел когда роман "Пирамида" советского классика Леонида Леонова, оказалось вдруг, что классик отнюдь оказывается в восторге от СССР не был. Или Всеволод Иванов, который автор знаменитой когда-то пьесы "Бронепоезд 14-69". Вышли потом его произведения, лежавшие много лет в столе. Очень несоветские какие-то.

Впрочем, это отдельная тема.

По итогу, кроме разве Всеволода Кочетова (которого, как говорят, любили китайские маоисты) у нас ничего не остается. Всеволод Анисимович, судя по всему, действительно ВЕРИЛ, только вот романы его, прямо и честно скажем, поразительно слабые, и интересные сейчас исключительно как документы эпохи.

В общем, закругляясь, потому что на эту тему можно бесконечно.

Если брать вообще и уже во всем в мире - было и есть немало левых разного толка, антибуржуазных деятелей культуры. В том числе крупных.

Но вот с творцами-коммунистами какая-то засада. Нету.

дередактирование

В литературном мире тоже свои бури.

Роман покойного К.А.Крылова "Буратино" (не читал, но осуждаю) был выдвинут на премию АБС (т.е. братьев Стругацких), что вызвало некое бурление. Все-таки для покойного, хотя он хорошо знал творчество братьев, они явно не были расово верными товарищами, да и вообще.

Но не об этом я - литературная тусовка тоже уже давно имеет мало к реальной жизни и существует сама для себя.

Написал кто-то, что вот де, перечитал он тех самых братьев - и был страшно разочарован.

На что получил от одного участника дискуссии, при этом человека из "фэндома", то есть человека разбирающегося, очень такой интересный ответ:

"А скажите, вы с бумаги перечитывали или из сети? Очень многие их произведения в самом начале девяностых подверглись жестокой переработке, а точней сказать - дередактированию. Больше всех пострадал Обитаемый Остров, и сейчас в сети найти старый вариант довольно трудно.

Не исключено, что ваше неприятие обусловлено было именно этим. Новые варианты ЗАМЕТНО хуже старых."

Мне было приятно это прочесть, потому что я сам об этом пару раз писал - про то, что с произведениями братьев происходит крайне некрасивая история - когда они "декоммунизируются", то есть как бы восстанавливаются исходные тексты, свободные от вмешательства нашей родной советской цензуры - и, парадоксальным образом, становятся ЗАМЕТНО хуже.

Это, оказывается, не только мое наблюдение.

последний штаб мировой революции

1935 год. Последний Секретариат Исполнительного Комитета Коминтерна.



Стоят (слева направо):

Меер Трилиссер, Отто Куусинен, Клемент Готвальд, Вильгельм Пик, Дмитрий Мануильский.

Сидят (слева направо):

Андре Марти, Георгий Димитров, Пальмиро Тольятти, Вильгельм Флорин, Ван Мин.

Из них погиб во времена террора только Меер Абрамович Трилиссер - который занимался в Коминтерне самыми секретными делами. Хотя арестован был еще в 1938-м, расстрелян в 1940-м, уже при Берии.
Lenin

(no subject)

kornilov

М.И. Капустин. Заговор генералов (из истории корниловщины и ее разгрома).

1968

266 стр.

«В отличие от других работ, посвященных истории мятежа генерала Корнилова и его ликвидации в августе 1917 г., в этой книге основное внимание автора сосредоточено на подготовке боевых сил корниловской контрреволюции в армии. Он приводит интересные сведения о создании ударных частей, «батальонов смерти», национальных формирований, о попытках корниловцев использовать эти силы против революционных рабочих и солдат, рассказывает о контрреволюционной деятельности Ставки, офицерского союза, союзов казачьих войск и георгиевских кавалеров, тайных организаций буржуазии. Раскрывая всероссийский масштаб корниловского заговора, его тесную связь с керенщиной, автор вместе с тем показывает историческую неизбежность краха этой кадетско-генеральской авантюры. Большое место в книге отведено ленинской характеристике корниловщины и тактике борьбы с ней».

Файл pdf (с OCR).

Размер файла 5 мегабайт.



На фото Лавр Корнилов и Борис Савинков в августе 1917 года.

(Из ТГ-канала "Красный фронтовик")