kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Categories:

про душесбережение

Плохое напишу.

potr

Это плакат, если мой Альцгеймер мне не изменяет, 1984 года. Можно сказать, последний год "твердой" Советской власти.

"Приобретательская страсть способна душу обокрасть".

Вот вроде бы все правильно, как это вообще касательно нашего советского агитпропа, но есть "но...".

Советский Союз не был богатой страной. Этому были нормальные объяснения (я не про либеральный вздор про неэффективность плановой экономики). Два раза в одном столетии приходилось восстанавливать разрушенное народное хозяйство - при этом в первый раз иногда просто строить с нуля, спасибо царям-батюшкам, проспавшим модернизацию, после второй мировой приходилось жертвовать благосостоянием народа, чтобы гарантировать страну от какого-нибудь нового вторжения иностранцев, только уже с ядерными бомбами. Эту задачу выполнили, и сейчас, когда некоторые удивляются, а чего это вот русские фигуристки стоят на пьедесталах под какими-то странными тряпочками и под какую-то странную музыку, то эти люди просто не понимают, что с СССР такое издевательство не прошло бы, потому что сколько там танков - 20 тысяч? 40 тысяч? - и как если они все заведут свои моторы да поедут в одну сторону...

Мы только во второй половине 60-х, при всеми вами нелюбимом Косыгине, начали приближаться к обществу всеобщего благосостояния, одна современная книга о советском обществе и экономике так и называется - "На пороге государства всеобщего благосостояния". Порог мы этот не перешли, к сожалению. Дефицит, очереди, блат, массовые нарушения в торговле - все это имело место и наносило крайне большой урон социалистическому сознанию советских людей.

Жизнь становилась лучше, я просто как свидетель того времени могу сказать, при этом я говорю о жизни самых простых людей, будучи сам из самого простонародья. Но тут уже начинал срабатывать эффект завышенных ожиданий - хотелось быстрее и какие-то недостатки казались все более неприятными.

Поэтому многие нашие левые и говорят, что вот дескать потребительство и мещанство разрушили нашу страну. Это неверно. Да, были люди, у которых хотелок было до фигища - мы сейчас видим, как у некоторых, которые урвали себе кусочки общенародного имущества, границ хотелок просто нет, но желание человека иметь хорошие и модные вещи, разнообразные продукты, книги и музыку самых разных видов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ преступлением.

Кстати, о музыке. Интересуясь историей противостояния советских и западных спецслужб, запомнил историю об одном нашем дипломате в США. Будучи там, он попался на афере с продажей ящика с водкой в их магазин, на которые деньги купил себе стереосистему, был на этом шантажирован црушниками, стал работать на них, при этом американцы платили ему пластинками. С рокенролом, наверное. Чувака поймали, когда его выдал то ли Эймс, то ли Хансен, в Союзе его расстреляли. Так что товарищ отдал в самом прямом свою жизнь за рокенрол (we sold our soul for rock'n'roll - привет Black Sabath).

То есть социалистическое общество должно решать эту проблему, ничего криминального в желании людей жить хорошо нет. Криминал в желании жить хорошо за счет других, что мы имеем сейчас, во времена путинских воров.

Другая проблема с этим плакатом - понимая его как символ нашей пропаганды - это то, что бойцы советского агитпропа слишком часто ни хрена не верили в те идеи (на мой взгляд - правильные), которые они сами же людям несли. То есть вот какой-нибудь Валя Юмашев в "Комсомольской правде" писал правильносоветские статьи о разлагающем влиянии больших денег, а сам, гадёныш, только о них и мечтал - и чего добился, собственно, когда его тесть со своей семейкой и подельниками украли у советских людей их страну.

То есть. Социализм - это не бедность, не очереди, не дефицит, не возможность купить пластинку с Pink Floyd только у фарцовщика, а книжку с романом Айзека Азимова у книжного спекулянта. С потребительством и мещанством бороться, естественно, нужно - и это действительно зло - когда человек превращается в свинью у корыта потребления. Но без решения базовых проблем - то есть создания для всех достойного уровня потребления, в этой борьбе мне видится какое-то лицемерие.

Да, и в нынешнем русском обществе, конечно, эти базовые проблемы отнюдь не решены - количество колбасы в магазинах (сомнительного состава... "при изготовлении этой колбасы ни одно животное не пострадало") компенсировалось потерей слишком большого количества других благ, так что сейчас, спустя 30 лет после прихода капитализма, можно уже уверенно говорить, что капиталистический эксперимент в России НЕ УДАЛСЯ.

Но это не отменяет всего того, что я сказал выше.
Tags: СССР, полемика
Subscribe

Posts from This Journal “СССР” Tag

  • как это работало

    Митрохин Николай * Back-Office Михаила Суслова, или Кем и как производилась идеология брежневского времени (2011) * Статья Статья либерального…

  • с праздником!

  • наблюдение

    Надо вообще заметить, что западная историография советской космонавтики очень напоминает их же историографию Великой Отечественной - то есть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 172 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Надо прямо сказать что этот плакат полностью противоречит Программе и политике партии, которая заключалась "в неуклонном росте благосостояния советских людей".
Закон убывающей предельной полезности требует, однако, чтобы непрестанно вводились новые индикаторы "благосостояния". Добившись физиологически потребного уровня потребления продуктов питания, дальнейшим наращиванием его мы создаем проблему ожирения. Ergo, роботизировав производство продовольствия на достигнутом оптимальном уровне, далее следует культивировать, например, потребность в интеллектуальном развитии, или физическом, или потребность в освоении космических глубин. Логично?

nocom_ru

1 month ago

wg_lj

1 month ago

aso

1 month ago

dart_vitmort

1 month ago

valepu

1 month ago

igor_sabadah

1 month ago

valepu

1 month ago

wg_lj

1 month ago

valepu

1 month ago

wazawai_n2

1 month ago

igor_sabadah

1 month ago

valepu

1 month ago

igor_sabadah

1 month ago

valepu

1 month ago

nocom_ru

1 month ago

igor_sabadah

1 month ago

valepu

1 month ago

val_oper

1 month ago

valepu

1 month ago

wg_lj

1 month ago

wg_lj

1 month ago

lazy_fat_spb

1 month ago

nocom_ru

1 month ago

_iga

1 month ago

aso

March 28 2021, 10:53:07 UTC 1 month ago Edited:  March 28 2021, 11:00:24 UTC

Я бы сказал, что по стилистике — он актуален скорее для 1973го.
Можно, конечно, предположить, что в СССР имелись художники-плакатисты, полностью выпадающие из текущей жизни — но мне это кажется слегонца сомнительным.
Да, и критикуемые типажи на картинке — скорее хипари, для которых "нестяжательство", в общем, естественно.

P.S. И добавлю одну циничную мысль — всегда очень важно правильно расставлять приоритеты. Можно достаточо легко ратратить свою жизнь (и свою зарплату, что не менее важно!) — на приобретение всяческой ненужной херни, и в какой-то не особенно приятный момент осознать, что ты мог потратить все эти деньги на что-то очень важное для себя — а спустил на херню. И вот это — действительно страшно.
Ага, нестяжатели-хипари: с втридорога купленной у фарцы сумочкой Луйвитон вместо экологичной авоськи, в добытых там же жинсах "левый страус" вместо вполне себу приличных, носких и недорогих брюк условной фабрики "Большевичка" и т.д.

aso

1 month ago

beobaxter

1 month ago

aso

1 month ago

gerat

1 month ago

aso

1 month ago

tarnumgelu

1 month ago

beobaxter

1 month ago

beobaxter

1 month ago

aso

1 month ago

igor_sabadah

1 month ago

beobaxter

1 month ago

igor_sabadah

1 month ago

wazawai_n2

1 month ago

terskii

1 month ago

aso

1 month ago

valepu

1 month ago

В проекте Программы РСДРП в 1902 году В.И. Ленин чётко сформулировал цель социальной революции «уничтожение частной собственности на средства производства, переход их в общественную собственность и замена капиталистического производства товаров социалистической организацией производства продуктов потребления за счёт всего общества, для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов.»

Оно конечно благосостояние может быть и в общаге, и без денег, мебели и машин. Только вот плакатик как-то словам Ульянова-Ленина и программе РСДРП не соответствует. Тем более в том же 1984 году торговая мафия жила очень неплохо.

valeri677

March 28 2021, 11:36:16 UTC 1 month ago Edited:  March 28 2021, 11:38:32 UTC

Мне кажется, выше обозначенная проблема обусловлена постоянно действующей разницей потенциалов между социалистической и капиталистической системами. Постоянно образовывались точки напряжения, и в культуре, как то-пресловутая рок-музыка, и в бытовых вопросах, например, личный автомобиль, как явление, и т.д. И никакого решения она не имела изначально, пока какая-то из сторон не победит. Что и случилось. Мы теперь полностью понимаем "язык", на котором "говорит" общество при капиталистическом строе. А вот "язык" социалистического общества не понимаем, и не хотим даже пытаться это сделать- только заикнитесь про КНДР к примеру ...

nocom_ru

1 month ago

valeri677

1 month ago

nocom_ru

1 month ago

valeri677

1 month ago

nocom_ru

1 month ago

nocom_ru

1 month ago

Поддерживаю автора блога на 100%.

совок.jpg
По существу всё верно. Тут, короче, проблема в другом. Написанное, что жизнь людей должна становиться лучше их трудом — это и есть основной экономический закон социализма. Проблема в том, что то, что после Сталина началось несоответствие этому, это и был тревожнейший симптом, без наличия для того объективных причин то обуславливающих. Короче, это был провал руководства (которое мы сами и осуществляли), окончившийся известно как (всеобщим крахом). Вот и всё.
Принцип "тащу всё в дом", превращающий квартиру в нагромождение мусора, - вредный, это факт. Но ведь на плакате изображены нормальные вещи не то что для советского человека, а даже для нынешнего гражданина, а не какие-то там "3 чугунные сковородки" при имеющихся уже 3-х дома и не "пальто дедовское с дырками на чёрный день", если дома есть нормальное пальто (может финское даже). Тащили всякую глупость домой, а потом выкидывали каждые 5 лет или соседям раздавали.
>>многие нашие левые и говорят, что вот дескать потребительство и мещанство разрушили нашу страну

Проблема, конечно, не в мещанстве рядовых трудящихся, и не в стремлении к росту уровня благосостояния. Проблема в установке на обгон по уровню потребления богатейших капиталистических стран (которые богаты только потому, что тянули и тянут соки из половины земшара). Если не брать отдельные исключительные показатели, в общем это откровенно нелепая цель, которая не могла не привести к разочарованию. Эдакий кризис среднего возраста в масштабах страны.

mskolov

March 28 2021, 12:32:38 UTC 1 month ago Edited:  March 28 2021, 12:34:02 UTC

Проблема в установке на обгон по уровню потребления богатейших капиталистических стран

Всё ещё несколько сложнее. Ведь если присмотреться, то окажется, что потребление там — преимущественно роскоши богатейших, а остальные, как в США: 80 % американцев живут от зарплаты до зарплаты, ещё и с постоянно растущими долгами. Что обнажается в кризис: свыше 22 миллионов американцев вынуждены бороться с голодом в период пандемии коронавируса https://lenta.ru/news/2020/04/23/hunger/

peterk2008

1 month ago

irbis_s

1 month ago

mskolov

1 month ago

igor_sabadah

1 month ago

mskolov

1 month ago

irbis_s

1 month ago

mskolov

1 month ago

peterk2008

1 month ago

Согласен. И в том, что коммунизм не ради аскетизма придуман (и инфраструктура здесь куда большее благо, нежели "модные штаны"), и в том, что в конце прошлого века страна мало того, что сделала громадный шаг назад, так еще и вскочила в последний момент в поезд, летящий в пропасть.
> русские фигуристки стоят на пьедесталах под какими-то странными тряпочками и под какую-то странную музыку, то эти люди просто не понимают,
> что с СССР такое издевательство не прошло бы, потому что сколько там танков - 20 тысяч? 40 тысяч? - и как если они все заведут свои моторы да поедут в одну сторону...

Вы вот серьезно верите в танки в ответ на ущемление спортивных прав?!
Не было бы никаких танков, был бы максимум бойкот. Ну он собственно и был. А так — против СССР американцы нашли более эффективные методы.
Я про танки условно. Но вообще когда страна сильная в военном отношении — с ней ведут себя вежливо.

igor_sabadah

1 month ago

sitr

1 month ago

aso

1 month ago

nocom_ru

1 month ago

По ряду комментов видно, что многие путают потребительство как своего рода культ ("не делайте из еды культа (с)") с потреблением как таковым и тем более здоровым ростом уровня и качества жизни трудящихся. Нормально хотеть жить лучше, получать новые возможности для отдыха, улучшать и делать более удобным и простым свой быт. Ненормально — становиться стяжателем и барахольщиком, сделавшим смыслом жизни все большее демонстративное потребление и вещизм, готовым все и всех продать за новое барахло или возможность отдыхать на условных багамах.

mskolov

March 28 2021, 13:57:07 UTC 1 month ago Edited:  March 28 2021, 13:58:31 UTC

@unrealcolonel ниче мы не путаем. Проблема в том, что при явном и все более очевидном упущении со "здоровым ростом уровня и качества жизни трудящихся", надо было это прежде всего и исправлять. А не упирать на критику "становиться стяжателем и барахольщиком"...
>>> при этом американцы платили ему пластинками

А шпион где находился? Если в СССР то изобретательно, пластинки в 100 раз дороже продать. А если в Свободе, то дёшево как-то...
В Союзе он был, когда повязали.

paveleon

1 month ago

chelobitnick

1 month ago

Но без решения базовых проблем - то есть создания для всех достойного уровня потребления, в этой борьбе мне видится какое-то лицемерие.

Гм.

Он ди ке, Выбегалло, мол, против духовного мира. Это, товарищи, ярлык. Нам, товарищи, давно пора забыть такие манеры в научной дискуссии. Все мы знаем, что материальное идет впереди, а духовное идет позади. Сатур вентур, как известно, нон студит либентур. Что мы, применительно к данному случаю, переведем так: голодной куме все хлеб на уме…
<...>
Не будем отвлекаться от главного — от практики. Я продолжаю и перехожу к следующей ступени эксперимента. Поясняю для прессы. Исходя из материалистической идеи о том, что временное удовлетворение матпотребностей произошло, можно переходить к удовлетворению духпотребностей. То есть посмотреть кино, телевизор, послушать народную музыку или попеть самому, и даже почитать какую-нибудь книгу, скажем, «Крокодил» или там газету… <...>

Угрюмые лаборанты развернули на столах магнитофон, радиоприемник, кинопроектор и небольшую переносную библиотеку. Кадавр окинул инструменты культуры равнодушным взором и попробовал на вкус магнитофонную ленту. Стало ясно, что духспособности модели спонтанно не проявятся. Тогда Выбегалло приказал начинать, как он выразился, насильственное внедрение культурных навыков. Магнитофон сладко запел: «Мы с милым расставалися, клялись в любви своей…». Радиоприемник засвистел и заулюлюкал. Проектор начал показывать на стене мультфильм «Волк и семеро козлят». Два лаборанта встали с журналами в руках по сторонам кадавра и принялись наперебой читать вслух…

Как и следовало ожидать, желудочная модель отнеслась ко всему этому шуму с полным безразличием. Пока ей хотелось лопать, она чихала на свой духовный мир, потому что хотела лопать и лопала. Насытившись же, она игнорировала свой духовный мир, потому что соловела и временно уже ничего больше не желала.
<...>
Я уже давно заметил, что поведение кадавра существенно переменилось. То ли в нем что-то разладилось, то ли так и должно было быть, но время релаксаций у него все сокращалось и сокращалось, так что к концу речи Выбегаллы он уже не отходил от конвейера. Впрочем, возможно, ему просто стало трудно передвигаться.

— Разрешите вопрос, — вежливо сказал Эдик. — Чем вы объясняете прекращение пароксизмов довольства?

Выбегалло замолк и посмотрел на кадавра. Кадавр жрал. Выбегалло посмотрел на Эдика.

— Отвечаю, — самодовольно сказал он. — Вопрос, товарищи, верный. И, я бы даже сказал, умный вопрос, товарищи. Мы имеем перед собою конкретную модель непрерывно возрастающих материальных потребностей. И только поверхностному наблюдателю может казаться, что пароксизмы довольства якобы прекратились. На самом деле они диалектически перешли в новое качество. Они, товарищи, распространились на сам процесс удовлетворения потребностей. Теперь ему мало быть сытым. Теперь потребности возросли, теперь ему надо все время кушать, теперь он самообучился и знает, что жевать — это тоже прекрасно.
<...>
— Еще вопрос можно? — сказал Роман.

— Прошу, — сказал Выбегалло с устало-снисходительным видом.

— Амвросий Амбруазович, — сказал Роман, — а что будет, когда оно все потребит?


Разумеется, материальные потребности нужно удовлетворять, причём всё больше и больше. Но это удовлетворение должно идти в неразрывной связи с развитием личности и прежде всего — с внедрением прогрессивных форм организации общества, как то по большей части и делалось в первые 50 лет советской власти. Если же, как то делаете вы, требовать полного удовлетворения материальных потребностей как предварительного условия для всего прочего, то вы никогда ничего не достигнете, поскольку потребности у кадавра растут и он всегда будет оставаться неудовлетворённым. Результат известен:

Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство, закуклится и остановит время

Что мы и имели счастье наблюдать дважды: в 1991 и 2020 годах.
Ну и очевидное. Чтобы много потреблять, нужно много производить, а чтобы много производить, нужно хорошо работать. Предоставленный самому себе мещанин-потребитель, как показывает советский опыт, работает плохо. В 80-е годы народу жилось гораздо лучше, чем в 30-е, а темпы роста производства и уровень внедрения новых технологий были гораздо ниже, потому что мещанству всех уровней работать на государство не хотелось, его заботили лишь собственные интересы. Потреблять же ему хотелось всё больше и больше, и это противоречие между нежеланием работать и желанием потреблять нашло выход в разграблении и разрушении страны.

dart_vitmort

1 month ago

random_2005

1 month ago

bran_wen

March 28 2021, 15:49:55 UTC 1 month ago Edited:  March 28 2021, 15:54:59 UTC

> с СССР такое издевательство не прошло бы, потому что сколько там танков - 20 тысяч? 40 тысяч? - и как если они все заведут свои моторы да поедут в одну сторону...

Божечки-кошечки, какой же вы всё-таки непроходимый идиот.

> можно уже уверенно говорить, что капиталистический эксперимент в России НЕ УДАЛСЯ.

...уверенно сказал нам эмиграшка из Финляндии. Видимо, там он таки удался, да. ))
Так коммари и не про суоми говорит а про сраную рашку созданную алкашом беспалым... Там да — она вымирает имея гламурные тряпки
Огромное число россиян 45+ пока ещё не могут осознать, что у них не будет пенсий. Даже нищенских 9-11 тыс. Никаких. Может, максимум, вот то «пособие на иждивенца» в 20 евро будет.
Этого и власти не скрывают. Гуглите. Власти уже предупреждали, что «более 20 млн. россиян могут остаться без пенсий» (и не говорите, что вас не предупреждали).
Уже в 2018 году «было вынесено 175,3 тысячи решений об отказе в назначении россиянам пенсии».
А далее можете отдельно по регионам погуглить: «ПФР Саратовской области, сообщил, что в прошлом году 396 человек получили отказ в пенсии из-за недостатка стажа и баллов»; «За первое полугодие ПФР по Югре отказали в назначении пенсий 1902 пенсионерам. Категории лиц, которым было отказано в назначении пенсии, это индивидуальные предприниматели, либо работающие у частников, либо неоформленные работники, а также осуждённые», и т.д.

mskolov

March 28 2021, 16:07:09 UTC 1 month ago Edited:  March 28 2021, 16:07:55 UTC

Да всё это очевидно. Позапрошлый пост был об этом https://kommari.livejournal.com/3436491.html

"Денег у нас для вас нет, но вы держитесь". Соцнапряжение будет расти, его будут жестко давить, но однажды рванет так, что мало не покажется. "И не говорите, что вас не предупреждали"? Кого? Кто из думающих людей всего этого еще не понимает?..

nocom_ru

1 month ago

igor_sabadah

1 month ago

domesticis_cat

1 month ago

domesticis_cat

1 month ago

bangkok_shock

1 month ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “СССР” Tag

  • как это работало

    Митрохин Николай * Back-Office Михаила Суслова, или Кем и как производилась идеология брежневского времени (2011) * Статья Статья либерального…

  • с праздником!

  • наблюдение

    Надо вообще заметить, что западная историография советской космонавтики очень напоминает их же историографию Великой Отечественной - то есть…