kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Category:

советские и "Народная воля"

На сайте Рабкрин выложил трехтомник воспоминаний Веры Николаевны Фигнер, который добрые люди отсканировали и выложили.

Отношение советских к организации "Народная воля" в советское время претерпевало разные изменения. Сразу после революции оно было однозначно позитивным - знаменитый ленинский план монументальной пропаганды, то есть установление памятников революционерам-предшественникам, включал в себя и памятники народовольцам - Перовской, Желябову, Кибальчичу.

В 1933 году за подписью Молотова Совнарком принял постановление:

«Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляет: Увеличить размер персональной пенсии участникам террористического акта 1 марта 1881 года: Вере Николаевне Фигнер, Анне Васильевне Якимовой-Диковской, Михаилу Фёдоровичу Фроленко, Анне Павловне Прибылёвой-Корба и Фани Абрамовне Морейнис-Муратовой — до 400 рублей в месяц с 1 января 1933 года. 8 февраля 1933 года, Москва, Кремль».

Однако позже произошло изменение.

Историк Ольга Шемякина пишет:

"В июне 1935 г. ЦК ВКП (б) выпустил постановление «О пропагандистской работе в ближайшее время», в котором содержался призыв «разъяснить, что марксизм у нас вырос и окреп в борьбе с народничеством (народовольчество и т.п.) как злейшим врагом». Новая, однозначно негативная, оценка народничества получила свое оформление в книге Ем. Ярославского «Разгром народничества марксизмом» (1939). В ней народничество было представлено как чисто интеллигентское движение, не имеющее какой-либо социальной базы, «беспочвенное» и «бесплотное», опирающееся исключительно на свою теорию «героев и толпы». Среди причин такого резкого поворота чаще всего называют убийство С.М. Кирова в декабре 1934 г., которое могло осознаваться как прямой аналог террористической деятельности народовольцев. Кроме того, в этот период на смену революционному утопизму 1920-х годов приходит патриотическая и государственническая сталинская идеология, в которой героям революционного народничества уже не было места".

Тем не менее народоволец-террорист Николай Александрович Морозов и после пользовался почетом и уважением в СССР.

Любопытно, что уже в 60-е годы за народовольцев топили советские либералы, например писатели Юрий Трифонов и Юрий Давыдов (последний, кстати, единственный из подписантов позорного письма 42-х в 1993 году, который публично раскаялся в сделанном). Даже у Войновича был комплиментарный роман о Вере Фигнер.

Их, очевидно, в народовольцах привлекало противостояние небольшой группы людей Системе.
Tags: Россия, СССР, история, книга, персоналии, сопротивление
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments