Вот один человек в ЖЖ в свое время написал про советский детский фильм, который тоже я считаю относящимся к тому же ряду. Я бы, правда, добавил еще одно определение: концентрированный советский гуманизм.
Сам человек из ЖЖ ушел, свой журнал снес, но я оставил его текст.
"Цепи якорей гремят в порту, верят корабли в мою мечту.
Открыл восьмой «Новый мир», сразу налетел на прозу некоего Альберта Иванова. «Филфак Воронежского университета, сценарный ф-т ВГИКа, автор многих книг прозы…», ни слова про кино. Сдается мне, однако, это тот самый Иванов, который написал по собственной повести сценарий старинной советской картины «Свистать всех наверх» и кое-что хорошее еще.
«Свистать всех наверх» - одна из любимейших картин моего детства, смотрел которую раз, наверное, двадцать пять. Пару недель назад ее показывала «Культура», я попал на середину и уже не смог оторваться. После просмотра выяснял имена авторов. Сценарист Альберт Иванов, режиссер Исаак Магитон. Тут, как и в случае с ВИА, не ностальгия, но реальное качество. Маленький мальчик, которого терроризируют местные повесы, ждет приезда дяди, морского волка. Дядя, дескать, приедет и заступится, наведет порядок.
Выясняется, что дядя – тоже мальчик, всего на год-другой старше этого, затюканного. Просто он «нахимовец». Выясняется, что рассчитывать на самом деле не на кого, что нужно защищаться самим. И вот этот самый «дядя» оказывается на высоте, оказывается взаправду взрослым, надежным. Ежели разобраться, это кино – про построение гражданского общества, про то, что нужно шевелиться, объединяться и защищаться самим. Ничего подобного в 90-е делать даже не пытались. А потому что на деле заказа на гражданское общество не стало! В конце 60-х такой заказ был.
Замечательное! Будто бы «второго ряда». Очень многому меня научило. Слава Иванову))
Памятный эпизод в начале. Хулиганы видят, что дядя – не морской волк, а мальчик, слабачок, требуют от него завязать им на ботинках шнурки. Дядя этот будто бы покорно соглашается, но, пока они кайфуют и упиваются его унижением, намертво скрепляет шнурки всех троих морским узлом. С достоинством уходит - они бросаются вдогонку и падают. Очень хорошо! Не бог весть что, но, допустим, сейчас сценаристы так не работают. Рынок заказывает им делать говно, вот и делают. А если совсем по-честному, нынешние попросту не умеют. Иванов – умеет.
Еще там поразительно выбраны три главных мальчика! Лицо каждого – точная маска, готовый психологический портрет персонажа. С этими масками режиссер и оператор работают в высшей степени виртуозно.
Наконец, песня Зацепина-Пляцковского «Ты слышишь, море» - одна из красивейших песен всех времен и народов! Я смотрел кино с одной знакомой молодой женщиной и, едва песня зазвучала, мы оба остолбенели от удивления. В наше время как-то забывается, что такие песни есть, что их попросту не может не быть.
Выпили по три рюмки водки, нашли текст в Интернете, минут сорок по памяти разучивали нежную сложную мелодию, а потом, счастливые, горланили час или около того."
У нас был хорошая страна, СССР. Лучше, чем то, что есть и будет.