kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Category:

о черном пиаре

Как все знакомо.

"Насколько устойчивым было восприятие русских как варваров, можно показать на примере лишь одного персонажа французской литературы, который хотя и появился на исходе XVIII в., но продолжал оказывать влияние на протяжении всего XIX в.: речь идет о монстре-каннибале Минском, главном действующем лице в одном из эпизодов романа «История Жюльетты, или Успехи порока» (1796 г.) Маркиза де Сада (Marquis de Sade).

Минский, который сам представляется «московитом», имеет необычно мощное телосложение и обладает богатством, которое позволяет ему безнаказанно реализовывать самые чудовищные фантазии. В замке, расположенном в пустынной местности Италии, он запирает жертвы своего ненасытного вожделения, пытает их, насилует и убивает разными изощренными способами. Минский представлен как полуживотное, как кентавр, которого он превосходит по своей кровожадности, потому что он, в отличие от плотоядного мифологического существа, предпочитает насыщаться человеческим мясом, плотью своих жертв. Находясь рядом с жертвой, Минский обращается в зверя: «Минский изрыгает проклятья, он рычит словно зверь, он чует отверстие, в которое стремится проникнуть». Путешествуя по свету, московский монстр изучил все пороки мира, чтобы затем поселиться со своим наследством в Италии, где единственным его развлечением становится преступление.

Минский становится моделью для многочисленных русских персонажей, которые предстают во французской художественной литературе как экстравагантные злодеи, предающиеся страстям и порокам. Вплоть до конца XIX в. мы находим следы этого устойчивого образа в фигурах разнообразных опустившихся русских принцев, среди которых и декадентствующий граф Владимир Норонсов из романа «Странствующий порок» («Le vice errant», 1902) Жана Лоррена (Jean Lorrain).

Эта тенденция изображения русских как диких, нецивилизованных существ, как полуживотных, находит свое отражение и в образе казака, получившем широкое распространение во французской литературе в связи с Крымской войной. Военный конфликт середины XIX в. оживил старые стереотипы, которые снова пошли в ход в пропагандистских целях: в художественных текстах того времени появляются многочисленные русские солдаты, именуемые просто «казаками» и наделенные исключительно отрицательными чертами. О казаках ходило множество слухов: так, в частности, рассказывалось, будто они любят есть свечи, — это абсурдное представление было настолько устойчивым, что Флобер счел необходимым включить его в свой «Словарь общих мест» («Dictionnaire des idées reçues»)."

Из книги: К истории идей на Западе: «Русская идея» / Под ред. В. Е. Багно и М. Э. Маликовой. СПб, 2010.

Даже последнее можно найти в XX веке - пару раз встречал про то, как советские солдаты в оккупированных (согласно новейшим трактовками истории Второй мировой войны) европейских городах якобы ели, по своей темноте, шарики нафталина. Чуть ли даже не у Лема в автобиографических интервью было.
Tags: история, манипуляция, русские
Subscribe

  • эту песню не задушишь не убъёшь

    Когда я пишу, что как бы не лютовал режим, а прозападные либералы в России все равно победят, это исходит исключительно из всего того, что я знаю про…

  • рабочая династия

    Сын Михаила Ефремова Николай госпитализирован после падения из окна своей квартиры на Пролетарском проспекте в Москве. Ефремов выпал с третьего этажа…

  • «Кто здесь еврей – в люфтваффе решаю я»

    Некоторые считают ЕДИНСТВЕННЫМ положительным результатом всей хрени, что началась 24.02.22, что из России уехал на хрен коллективный либеральный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • эту песню не задушишь не убъёшь

    Когда я пишу, что как бы не лютовал режим, а прозападные либералы в России все равно победят, это исходит исключительно из всего того, что я знаю про…

  • рабочая династия

    Сын Михаила Ефремова Николай госпитализирован после падения из окна своей квартиры на Пролетарском проспекте в Москве. Ефремов выпал с третьего этажа…

  • «Кто здесь еврей – в люфтваффе решаю я»

    Некоторые считают ЕДИНСТВЕННЫМ положительным результатом всей хрени, что началась 24.02.22, что из России уехал на хрен коллективный либеральный…