Хотя я и считаю, что неплохо знаю историю КПСС от ее рождения в кругу нескольких бедных как церковные мыши евреев и работяг до позорного краха, устроенного ее же собственным руководством, но вот с интересом узнал, что ключевую роль в подъёме советской деревни сыграл сентябрьский 1953-го года Пленум ЦК КПСС. Почему и пошли среди советских колхозников слухи, что Георгий Максимиланович Маленков, преемник Сталина на посту руководитель Совпра - приемный сын Ленина.
Собственно, явно очень кардинальные реформы в советском сельском хозяйстве намечал Берия. Незадолго до своего ареста, за которым последовала подлая и бессудная казнь, он хотел собрать совещание ведущих специалистов по сельскому хозяйству, и, не исключено, был готов провести деколлективизацию по образцу послемаоистского китайского руководства (вообще любовь современных сталинистов к Берии - это для меня огромная загадка).
Так вот, после решения Сентябрьского пленума советская деревня вздохнула.
И не удивительно.
"В 1952 г. на один трудодень выдавалось: в Калужской и Тульской областях – 1 коп., в Рязанской и Липецкой – 2, Брянской и Псковской – 3, Костромской и Курской – 4 коп. Многие колхозы годами не выдавали на трудодень ни одной копейки".
То есть колхозники денег не получали от слова вообще!
Когда Никиту Сергеевича ругают - и справедливо - за проблемы советского сельского хозяйства, то забывают, что его аграрная политика была неоднородна. Историки-аграрники говорят что до 1958 года она была очень успешной, проблемы начались в 1958 году, когда были ликвидированы МТС.
"Но после 1958 г., когда на колхозы повесили стоимость сельхозтехники ликвидируемых МТС (причем стоимости остаточной), это подорвало финансовую базу хозяйств. Так остается и поныне. Даже на Кубани те, кто пашет, из-за стоимости солярки, удобрений и прочего с трудом сводят концы с концами".
Тем не менее характерно признание одного из современных историков-аграрников (еще раз замечу, крайне далекого от идеализации советского опыта):
"Мой отец, проработавший 50 лет в сельском хозяйстве, однажды сказал следующее: «Запомни, больше чем Никита, для сельского хозяйства не сделал никто». Его слова подтверждаются цифрами. При Н. С. Хрущеве в 1950-е гг. ежегодный прирост производства сельскохозяйственной продукции составлял 6%. Почему это произошло? Не в последнюю очередь потому, что сняли сельхозналог, сняли обязательные сельхозпоставки и т. д." ("Сталинизм и крестьянство", стр. 549)