kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Category:

в дополнение к напечатанному

Илья Будрайтскис

Музею «Пресня» и правда конец. Только что сходил и заценил.



Рано или поздно это должно было случиться - странное место в центре Москвы, посетители которого получали невероятную возможность остаться один на один с забытой историей городских восстаний российского XX века, от декабря 1905 по октябрь 1993-го. Больше не будет пыльных витрин с настоящими, «теми самыми» бомбами-македонками, заточками и булыжниками. Портретов Ивана Каляева, Леонида Красина, Михаила Соколова и других отчаянных людей, объявивших когда-то войну государству. И в итоге то ли победивших, то ли проигравших. Убраны, спрятаны в запасники старые карты баррикадных боев, наивные копии эсеровских воззваний и большевистских листовок. Полотняные растяжки «Вся власть советам» и «В борьбе обретешь ты право свое». Невероятно, но факт - еще совсем недавно усталые учительницы продолжали, повинуясь инерции, приводить сюда толпы своих недоумевающих учеников. И рассказывать о том, что когда-то народ их собственной страны был способен на революцию.

«Пресня» выглядела недоразумением, реликтом - благодаря которому о истории несогласия и бунта все еще было можно говорить хотя бы в музее. Именно эту возможность я и пытался использовать за год с небольшим своей работы здесь. В 2012-м, когда мы с Арсением Жиляевым впервые пришли на «Пресню», чтобы реализовать проект «Педагогическая поэма», сложно было поверить, что все это еще существует. В 2013-м, когда я был научным сотрудником этого музея, ощущение, что он будет закрыт, уничтожен, не покидало ни на минуту. Но он продолжал существовать в каком-то своем, застывшем времени. Для брутального вторжения современности не хватало сил, ресурсов, дурной бюрократической воли.
И вот момент настал - на днях была полностью демонтирована экспозиция в больших залах на первом (о начале 1990-х) и втором (1905-й) этажах. Новая концепция уже определена: дореволюционная повседневность, мебель, нормализация, никакой политики. Пока остается нетронутой диорама «Героическая Пресня». Вероятно, доживает свои последние дни в прежнем виде мемориальный домик, в который весной 1917-го рабочий Митрофан Жаров пригласил пресненский райком большевиков - чтобы затем, в 1924-м, стать первым директором музея.

Понятно, что решение принято, и разрушительная работа началась. Но мне кажется, это символическое «место памяти» нельзя уступить беззвучно. Предлагаю всем, кто считает важным помнить историю революции, ее героев и жертв, повязать на ограду музея красные ленты.

Большой Предтеченский переулок, д. 4, кто не знает.
Tags: акция, история
Subscribe

  • нобелевка-шнобелевка

    Не хотел, честно говоря, но в связи с одной публикацией из "Новой газеты", которую я, как модератор ФБ-группы " 1917" сознательно одобрил, нужно…

  • новости из ниоткуда

    На выборах в Чехии компартия не получила ни одного места в парламент (было 15). Левая партия в Германии попала в парламент практически случайно,…

  • как это делается

    Должен согласиться с Александром Колпакиди - судя по частоте, с которой в симоньяновской сетке (все эти Гаспаряны и прочее говно) продвигается тезис…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments