Categories:

такое мнение

Профессор Восточного факультета СПбГУ Владимир Емельянов, шумеролог:

"У меня, оказывается, полностью вменяемые френды. Умеющие слушать иное мнение, даже если они с ним не согласны. Все со мной. Не скрою, это приятно. Тогда слушайте следующую порцию иного мнения.

Раскопки в Ираке проводились при любых конфликтах, будь то курдские восстания или ирано-иракская война. Они прерывались лишь дважды - в 1991 году и с марта 2003 года. Оба раза в Ирак вторгались американцы. Именно вторжения американцев радикальным образом нарушали работу ученых. В частности, была свернута и российская экспедиция, сперва проходившая на севере Ирака, а затем перемещенная в северную Сирию. Американцы поощряли любое проявление хаоса, и в том числе мародерство многочисленных шиитских группировок, и в результате Ирак лишился более 25 тысяч музейных экспонатов. Летом 2003 года был создан комитет по спасению ценностей Ирака, который предварялся обращением ассириологов и археологов в ЮНЕСКО и Совет безопасности ООН (моя подпись там пятьсот какая-то, про Россию вспомнили в последнюю очередь, но хорошо, что вспомнили). Ответа не последовало. Ведущие специалисты иракских музеев переехали в разные страны Европы. После этого оставались еще раскопки в Сирии. В период с 1993 по 2013 год были найдены несколько крупных городов с клинописными архивами конца III тыс. до н.э. Мы уже открывали новую главу в истории под названием "Сирийские города - сателлиты шумеров", но снова вмешались американцы и английские мусульмане, дававшие деньги сирийской оппозиции. В результате мы получили мародеров и в Сирии, и несколько крупных музеев были разграблены уже до конца 2014 года. Вместо строгой археологической послойной работы с выяснением происхождения каждого артефакта появились черные копатели, предлагающие таблички и статуэтки на сетевых аукционах, и без информации о происхождении этих уников.

В ответ на вторжение в Ирак появился ИГИЛ, первоначально состоявший из офицеров саддамовской армии - суннитов, не получивших места в новом обществе. Но затем ИГИЛ стал приобретать черты международной террористической организации. И теперь его эмиссары занимаются сбытом уников древности через турецких посредников.

В настоящее время международному сообществу ассириологов и археологов понятно, что именно ИГИЛ стал не только основным препятствием на пути западных научных исследований Востока, но и основной угрозой для продолжения научной (и какой бы то ни было гуманистической) традиции на Ближнем Востоке. Следовательно, нужно всячески помогать тем силам, которые будут противостоять ИГИЛу во всем мире. От этого зависит судьба самого гуманизма.

Кто будет противостоять ИГИЛ? Американцы, которые породили его? Европейцы, которые не смогли адекватно отреагировать на разрушение культурных ценностей и уничтожение христиан? Может быть, китайцы или корейцы? Противостоять могут только те, кто понимает одну очень важную и фундаментальную вещь: наследие народов древнего Ближнего Востока и идеи ближневосточного средневекового гуманизма ощущают своими ценностями только христиане. Там, где люди отказываются от христианского наследия, они неизбежно теряют всю культуру сразу. Это может быть безрелигиозное христианство по модели Бонхёффера, но основа его заложена длительной традицией, идущей от времени шумеров. Ее можно назвать "традицией длительного времени", если использовать терминологию Броделя. Только тот, кто будет поддерживать сопротивление современных христиан Востока и всех гуманистов других конфессий, разделяющих ценности христианства, сможет одолеть основных врагов культурного развития.

Отсюда становится понятно заинтересованное отношение России к событиям в Сирии, и в перспективе - в Ираке. Россия не просто громит врага на дальних подступах - наиболее прозорливые люди из числа ее экспертов понимают, что владеющий прошлым владеет также и настоящим, а владеющий длительной традицией становится способен участвовать в этой традиции и преумножать ее во всех формах культуры.

Поэтому подлинные гуманисты одобрят и сопротивление ассирийцев и курдов, и подвижничество сиро-месопотамских монахов, и противостояние просвещенных мусульман. У них сегодня один враг. Мы с коллегами поддерживаем их борьбу."

ФБ