Так вот, кое-кто огорчится, но к Михаилу Филипповичу я отношусь несколько иначе, чем к большинству советских либералов, доживших до Перестройки и перестроившихся.
Покопавшись в ЖЖ, я обнаружил, что уже написал об этом, когда он умер, но могу и повторить. Тем более что часть подписчиков моей стенгазеты отвалили, но появились и новые, пусть и немного.
***
Странная судьба была у этого человека, и странное мое отношение к нему.
Его сильно ненавидели - как еврея его ненавидели сами знаете понятно кто, а как антисталиниста его ненавидели угадайте кто.
При всем при этом он был "ленинистом" - то есть ленинистом того периода, когда "Сталина бьём Лениным...", как это выразил идеолог КПСС А.Н. Яковлев ("...потом Ленина Плехановым и социал-демократами, потом социал-демократов либералами"). Как ни странно, в отличие от других - например, как другой Яковлев, Егор, который тоже писал сценарии про Ленина (для фильмов вроде "Ленин в Польше" - тогда это была жирная кормушка, из которой можно было получить нехилую жировку - это как сейчас фильмы про попов или про тяжелую судьбу немецких приживалок), Шатров остался на своих позициях и после того, как поезд перестройки унесся "Дальше, дальше, дальше" - и Ленин превратился (превратили) для публики в страшного палача и тирана. Когда путинцы отменили 7-е ноября, он поставил свою подпись под письмом в "Независимой газете" среди тех деятелей нашей культуры, кто выступил против этого. Так что среди мэйнстримовской тусовки "Альбац и все-все-все" он тоже был белой вороной.
С одной стороны, его пьесы использовали, чтобы разрушить советскую идеологию (Хоннекер, человек старой школы, чувствовал это и запрещал произведения Шатрова в ГДР), с другой - сохранились записи спектакля "Большевики", сюжет которого - дискуссия среди большевисткого руководства о введении красного террора после покушения на Ленина - в конце спектакля зал вместе с актёрами вставал и пел "Интернационал". И, что бы сейчас не говорили актёры того спектакля, было все это очень искренне.
В его пьесах 60-х и 70-х упоминались фамилии выдающихся деятелей нашей русской революции, которые десятилетиями были вычеркнуты из всех учебников, а его маленькая полупьеса-полуисследование "Февраль", написанной с Логиновым, была тогда самым честным и самым интересным рассказом о Февральской революции.
Когда в 90-м году Горбачев вызывал среди советских людей всеобщее презрение, от левых до правых, Шатров основал политический клуб "Апрель" - клуб сторонников Горбачева. Несколько лет назад уже с другим Ефремовым, младшим, он хотел поставить в том же "Современнике" свою последнюю пьесу о Ленине - "Вопросы остаются", но Ленин настолько вне нынешнего дискурса, что о нем в лучшем случае можно ставить только пошлые анекдотики.
Но и какой-то там театральный центр в лужковской Москве Михаил Филиппович тоже строил - с неизбежными для любого строительства в Москве обвинениями и контробвинениями в коррупции, воровстве, откатах и прочих вонючих делах.
В общем - очень неоднозначный человек. Я, хотя мне бы положено и наоборот, относился к нему скорее с сочувствием - мне симпатичны люди, которые остаются до конца на тонущем "Титанике" или в последней башне Трои.
Сама его жизнь заслуживает хорошей книги - в ней так тесно переплетены советская культура, советская идеология, советская история.
Покойтесь с миром. А вопросы действительно остаются.