kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Categories:

Праздничное

Нет лучше дня, чем 4 ноября, в день-спойлер Октябрьских праздников, поговорить о вечном. То есть о национальном вопросе.

Тем более что нас вот часто упрекают: вот вы, красные, границы так нарисовали, что после вас разобраться невозможно без стрельбы и членовредительства. И что вообще все социалистические федерации развалились - что СССР, что СФРЮ, что даже тихая Чехословакия. Что доказывает вашу крайнюю неправоту в этом вопросе.

За всех я не могу ответить, а некоторых уже и нет с нами, тихо лежат в своих Хайгейтах и Мавзолеях, и ответить не могут. Так что за себя отвечу. Как умею.

Дело в том, что все современники испытывают аберрацию восприятия исторического потока, который я бы назвал аберрацией включенности (даже не близости). То есть современник не понимает, что он еще только внутри длинного-долгого процесса, при этом часто даже конца не видно, если вообще полагать, что таковой конец может быть.

Например, на примере Испании мы видим, что испанской нации так и не возникло - а государство между тем более чем историческое. Только сейчас на Украине происходит нацбилдинг - крайне неприятный и вонючий нацбилдинг, но вообще рождение нации не всегда аппетитно, а, во-вторых, быть может и я на это надеюсь, происходящее сейчас лишь временная форма, коричневая сыпь пройдет и выплавится что-нибудь другое, получше и повеселее.

Когда Маркс и Энгельс писали "Манифест", самой Германии еще не существовало и как государства и как единой нации, идея национального государства продукт революции во Франции - так что было бы странно требовать что от Классиков, что даже от нас, полного понимания процесса, которому еще и конца не видно. Только приступили к теме, не более.

Дальше.

Зная, что я безусловный сторонник того, что называется нынче словом, которого стесняются, то есть марксизма-ленинизма, меня часто иронически спрашивают: что, исповедуешь догмат о непогрешимости основателей этого немодного сейчас течения?

Клевета! Совершенно открыт говорить и про их ошибки. Правда, хотел бы заметить, что и дурак может быть умным после того, как он знает, чем все кончилось.

Так вот, безусловной ошибкой товарищей русских коммунистов, после того как они в 1917 взяли власть, было представление о необратимости происшедшего. Дело в том, что дело они сделали фантастическое и потому испытывали необычайную эйфорию: «Мы имеем право гордиться и считать себя счастливыми тем, что нам довелось первыми свалить в одном уголке земного шара того дикого зверя, капитализм, который залил землю кровью, довел человечество до голода и одичания...» (Ленин).

Плюс имело доктринальное преувеличение веры в линейность исторического прогресса. То есть в то, например, что свержение власти капитала имеет необратимый характер. И потому, в частности, можно уже с легкой душой передвигать формальные границы внутри советских республик, дарить Крым одним и менять национальный состав территорий других. Даже попробовать что-то совсем экзотическое, вроде создать какой-нибудь маленький еврейский форпост на Дальнем Востоке в силу того, что на противоположной стороне границы скопилось много беглых белоказаков, любовь к которым со стороны евреев была известна.

Отсюда, кстати, та изумившая финнов легкость, с которой в ночь с 31 декабря 1917-го на 1-е января 1918-го народные комиссары подписали бумажку о признании независимости Финляндии. Потому что для этих самых народных комиссаров это имело совсем иное значение, чем для их визави - комиссары жили в ожидании мировой или, как минимум, европейской революции, которая вообще сотрет с карты любые и всякие границы.

Исторический процесс оказался более сложным, чем русским коммунистам казалось. А государство рабочих и крестьян, как выяснилось, может погибнуть не только в силу интервенции со стороны. Немногие догадывались тогда об этом. Даже пророчество Троцкого, само по себе ценное, нивелируется тем обстоятельством, что он всегда полагал, что именно его оппоненты, сталинцы, превратятся в будущих новых капиталистов, владельцев заводов, газет, пароходов. На самом деле, как мы задним числом знаем, все произошло совсем иначе.

Лакуна в теоретическом понимании национального вопроса на самом деле проявляется почти во всем периоде советской истории, хотя не надо забывать и реальные достижения, которые в этом периоде были достигнуты. Как, впрочем, и ошибки.

Буквально на днях мне попалась статья наших современных русских националистов о послевоенном Ленинградском деле, поданное в привычном для нашего национализма ключе "Русских людей обижают!" (а уж как тема обижания процветала на Украине - и вот к чему Украина пришла, так что добрым молодцам урок). Правда, сторонники противоположного им либерального направления упрекают сталинскую группу в строго противоположном, в излишней русофилии, приводя в пример космополитическую кампанию и идеологические находки, которые хорошо иллюстрирует обложка этой книги (кстати, автор, честный марксист, еще во время войны обращалась к Сталину с вопросом, не происходит ли в стране русский перегиб?):



В общем, именно то, что и те и другие ругают сталинскую группу русских коммунистов за противоположные вещи, говорит о том, что и те и другие неправы, и что, при всех своих перегибах и ошибках, интернационализм (как они его понимали) оставался в основе советского государства.

И даже, кстати, депортации народов, связанные с войной - которые, глядя ретроспективно, на самом деле были нарушениями неких базовых гуманистических положений социализма, в условиях тяжелой реальности казались тогда чуть ли не рутинным делом - гораздо более число людей депортировалось и перемещалось тогда в Европе, одних только немцев в 1945-1946 гг. более десяти миллионов, и тогда никто не находил в этом ничего противоестественного, хотя сама эта акция происходила крайне жестоко, в том числе и в отношении чисто гражданского населения, вся вина которого была только в том, что они немцы.

Это не попытка что-то оправдывать (я не адвокат), это просто указание на то, как легко быть умными, когда знаешь последующие стадии процесса.

Итак, подводя итоги. Сейчас-то мы знаем, что ничего конечного в истории не бывает. Что исторический процесс нелинейнее, что в нем заложены срывы - и в один из этих срывов нам выпало несчастье жить. И что нам, сторонникам социализма, нужно не закрывать глаза на национальный вопрос, каким бы вонючим он нам и не казался, а стараться вписать его в вопрос более фундаментальный для нас - в вопрос классовый. Да, никто не говорит, что это просто.

Ну а пока остается "праздновать" День фашиста и националиста. И не забывать про настоящий праздник. Который будет спустя 3 дня.
Tags: дружба народов, коммунизм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • нас все меньше

    reincarnat умер.

  • не знал!

    На непопулярную тему. Тема, что 1937-й год - это "Сталина обманул проклятый Ежов", "Ежов специально раздувал террор, чтобы вызывать антисоветские…

  • святочно-предвыборное

    - Вот, - президент Российской Федерации достал из портмоне две бумажки. - 10 000 рублей. От "Единой России". Получил. Как пенсионер. Жена осторожно,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 93 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • нас все меньше

    reincarnat умер.

  • не знал!

    На непопулярную тему. Тема, что 1937-й год - это "Сталина обманул проклятый Ежов", "Ежов специально раздувал террор, чтобы вызывать антисоветские…

  • святочно-предвыборное

    - Вот, - президент Российской Федерации достал из портмоне две бумажки. - 10 000 рублей. От "Единой России". Получил. Как пенсионер. Жена осторожно,…