"Классическое определение дал Ленин много лет спустя, причем в самом неожиданном месте. Он писал статью про первый субботник, про то, что группа рабочих в выходной день добровольно пошла чинить какой-то паровоз... и вдруг написал определение того, что такое социальный класс в марксистской теории". (с.22)
Далее приводится классическое определение классов, которым Кагарлицкий восхищается, и восхищается вполне справедливо, однако в данном случае речь не об этом. Через двести страниц он снова возвращается к паровозу:
С этим вопросом мучился и Ленин. Отсюда и явное возбуждение, с которым он записывает внезапно озарившую его (и действительно гениальную) формулировку об общественном разделении труда, — в самом неподходящем месте, в статье о ремонте паровоза. Хорошо, конечно, что рабочие вышли работать в субботу, исходя из исключительно пролетарской сознательности, и починили паровозы. Для советского периода сама идея бесплатной работы на государство очень важна, но я вас уверяю, что, несмотря на весь эмоциональный пафос Ленина, это была достаточно малозначимая ситуация. Марксистская социология, однако, должна была очень благодарна этим рабочим, поскольку именно они спровоцировали Ленина на написание статьи «Великий почин», сделавшейся классической. (с. 218)
Очень показательна фраза (и не без иронии): Для советского периода сама идея бесплатной работы на государство очень важна... и более того: это была достаточно малозначимая ситуация.
А между тем вот в этом эпизоде та разница, которая между хотя бы лично мной и уважаемым Кагарлицким - я вот тоже вслед за Лениным полагаю, что а) рабочие бесплатно работали не на государство, а на себя, потому что идентифицировали себя полностью с Советским государством б) сама эта идея - коммунистического труда, является не "очень малозначимой ситуацией", а совсем наоборот, там и лежит будущее, проблеск которого Ленин увидел в этом эпизоде.
Тут как раз та грань, которая отделяет Бориса Юльевича, для которого СССР - неудавшийся проект, при этом его мнение о нем лежит между оценкой Тарасова - что СССР это крайне искаженная позднебуржуазная революция, и мнением Бузгалина - что СССР есть продукт слишком-слишком ранней социалистической революции, а точнее, Кагарлицкий скорее объединяет их, от тех, кто полагает, что СССР был попыткой прорыва в будущее, попыткой дотронуться до неба, пусть и потерпевшей поражение.