kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Categories:
В 1983 году в Советском Азербайджане была издана книга - сборник рассказов писателя Джалил Гусейнкули оглы Мамедкулизаде (азербайджанский журналист, просветитель и писатель-сатирик).

В рассказе «Бородатый ребенок» (в комментариях пишут, что "Уста-Зейнал" - не имею возможность проверить) между азербайджанцем Уста-Зейналом (мастер Зейнал) и его подмастерьем Курбаном, также азербайджанцем, ремонтирующими квартиру у армянина Мугдуси-Акопа, происходит следующий диалог:


— Мастер, кажется, наш хозяин хороший человек?

— Что сказать? Да приведет его Аллах на истинный путь. Человек он хороший, — отвечал Уста-Зейнал. — А что толку?

— Мастер, я одного не понимаю. Неужели армяне не видят такой ясной, очевидной вещи? Почему они не принимают ислам?

Уста-Зейнал уже начал замазывать потолок.

— Это тайна, Курбан. Такие вещи нельзя объяснить. Это ведомо одному Аллаху. Допустим на минуту, что все армяне переменили веру и стали мусульманами. Зачем тогда Аллаху было создавать ад и кого бы он туда посылал? На все имеются непостижимые причины. А то армяне отлично знают, что наша вера лучше их веры. Всемогущий Аллах...

— Прости, мастер, что я перебиваю тебя. Ну, пусть не переходят в нашу веру, но как им не противно есть свинину?

Уста-Зейнал положил лопату на доски и, набивая трубку, задумчиво ответил:

— Мне кажется, армяне отлично разбираются в том, что свинина никакого вкуса не имеет. Но из упрямства не хотят отказаться от нее. Что им, несчастным, делать? Человеческая пища — человеку, а такая — им. К тому же все это предопределено Аллахом...

Курбан поднялся по лестнице за бадьей.

— Да! — сказал он. — То-то будет зрелище, когда они пойдут по волосинке над огненной бездной.

— Знаешь что, Курбан? — начал Уста-Зейнал, попыхивая трубкой. — Все дело в том, чтобы найти истинный путь. Если человек нашел истинный путь, если Аллах, создатель миров...

В это время в зал вошел Мугдуси-Акоп и молча уставился на мастера.

— Хозяин, — обратился к нему Уста-Зейнал, — заклинаю тебя Евангелием, скажи на милость, какой вы находите вкус в этой дряни, что едите ее?

Мугдуси-Акоп вышел из себя и закричал, потрясая руками:

— Послушай, скажи на милость, тебя для проповедей сюда позвали, что ли?

— Хозяин, голубчик, чего ты сердишься? Я спросил просто так.

Мугдуси-Акоп промолчал.

И далее Уста-Зейнал говорит Курбану:

— Курбан, теперь ты раскусил этих армян? Им хоть тысячу раз клянись пророком и имамом, ни за что тебе не поверят. Сказать бы этому гяуру: какая тут работа...

— Мастер, — отвечал Курбан, — если человек отвернулся от Аллаха, стал безбожником и ни во что не верит, его трудно в чем-либо убедить.

И еще дальше, когда Курбан принес воду, мастер Зейнал бросает работу, говоря:

— Курбан, да поразит тебя Аллах! Ты принес воду в кувшине армянина и все осквернил. Проклятие Аллаха на твою голову!

Курбан смущенно смотрел на мастера и молчал. Уста-Зейнал, поморщившись, дважды плюнул на пол, потом в лицо Курбану и, выйдя во двор присел у арыка мыть руки. Вернувшись, он велел Курбану собрать инструмент, сгреб с подоконника свое платье и, еще раз плюнув в лицо Курбану, вышел. Смущенно Курбан взял хурджин с инструментом и, опустив голову, побрел за ним.

...Жена Уста-Зейнала до вечера была занята тем, что стирала и сушила белье мужа, который сидел в комнате голышом и ждал, когда просохнет одежда, чтобы пойти в баню и смыть с себя скверну.

Интересно, что в прежних изданиях этой книги в Баку (1932 и 1966 гг.) и Москве (1940 и 1959 гг.) эти одиозные места были опущены.

Когда в 1988 году начинался карабахский мятеж, армяне передали эту книгу (она была запланирована к переизданию и в 1989 году) представителям Москвы, которые передали ее Горбачеву - и он зачитывал отрывки ее на Политбюро.

Почему-то вспомнил эту историю. К вопросу о языках и культуре.

Tags: СССР, дружба народов
Subscribe

  • и вальсы Шуберта и хруст

    С. Ушерович. Смертные казни в царской России. К истории казней по политическим процессам с 1824 по 1917 год. 1933 506 стр. “Автор этой…

  • про ГКЧП

    Левада постоянно мониторит отношение русских к ГКЧП. Вот график, взятый мной из книги "Личность, общество и власть в истории России" (2018…

  • поворот к России

    1990 год. Марина Евгеньевна Салье за Россию и русских. Очень характерная статья, опубликованная в ленинградском журнале “Звезда” летом…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • и вальсы Шуберта и хруст

    С. Ушерович. Смертные казни в царской России. К истории казней по политическим процессам с 1824 по 1917 год. 1933 506 стр. “Автор этой…

  • про ГКЧП

    Левада постоянно мониторит отношение русских к ГКЧП. Вот график, взятый мной из книги "Личность, общество и власть в истории России" (2018…

  • поворот к России

    1990 год. Марина Евгеньевна Салье за Россию и русских. Очень характерная статья, опубликованная в ленинградском журнале “Звезда” летом…