kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Categories:

вирулентные штаммы утопий (заметка на полях)

В книге Гранта "Отвергнутая наука" (которую я рекомендую саму по себе как крайне интересный и весьма современный обзор донаучных и псевдонаучных концепций), приводится выдержка из крайне интересного документа, происходящего из кругов религиозных фундаменталистов США, под которым подписалась бы и наша РПЦ:


Предположение, что человеческие существа были созданы по образу и подобию Бога, — это основополагающий принцип, на котором держится западная цивилизация. Его влияние частично, если не полностью, отражается в величайших западных достижениях, включая представительную демократию, права человека, свободу предпринимательства и развитие искусства и науки.

Немногим больше века назад эта революционная идея подверглась массовой атаке интеллектуалов, тянущихся к открытиям современной науки. Развенчивая традиционные концепции как Бога, так и человека, мыслители типа Чарльза Дарвина, Карла Маркса и Зигмунда Фрейда изобразили людей не как нравственные и духовные существа, а как животных или машины, которые населяют вселенную, управляемую совершенно безличными силами, и поведение и сами мысли которых продиктованы законами биологии, химии и окружающей среды. Эта материалистическая концепция реальности в конце концов поразила почти каждую область нашей культуры — от политики и экономики до литературы и искусства.

Культурные последствия этого материалистического триумфа были сокрушающими. Материалисты отвергли существование объективных нравственных стандартов, заявив, что наши поведение и убеждения продиктованы средой. Такая нравственная относительность была безропотно принята большинством общественных наук и все еще лежит в основе современной экономики, политической науки, психологии и социологии.

Материалисты также подорвали идею личной ответственности, допустив, что мысли и поведение человека обусловлены природой человека и окружающей средой. Результат заметен по современному подходу к уголовному праву, по ответственности производителей за качество товаров и по благополучию людей. В материалистической схеме мироздания каждый есть жертва, и никого нельзя привлечь к ответственности за совершенные им действия.

Наконец материализм стал рассадником вирулентных штаммов утопий. Полагая, что применив научное знание, они могут создать идеальное общество, материалисты-реформаторы отстояли принудительные правительственные программы, давая ложные обещания устроить рай на земле.


Меня здесь заинтересовал последний абзац, где религиозные консерваторы нападают на представление о том, что возможно в принципе построение рационального общества.

Дело в том, что это представление - о невозможности и даже вредности таких попыток, является одной из ключевых идеологем современного Запада, при этом не только в его правом секторе, представителями которого религиозники как правило являются, но и среди либералов: даже признавая капитализм крайне несовершенным, нынче полагается как аксиома, что любая попытка построения (более) рационального общества ("утопии") приведет к Освенциму/Гулагу ("дистопии", победе сил разума над силами добра). В качестве аргумента указывается история социалистических экспериментов XX века и национал-социалистический проект (насколько правомерна постановка их в один ряд - это отдельная история).

Любопытно также объединение в одном ряду Маркса, Дарвина и Фрейда как главных врагов традиционных ценностей. И это же объединение делают наши отечественные консерваторы, вот, А.Панарин, например, почти дословно:

Марксизм, зачислив культуру и нравственность в разряд надстройки, лишил их автономного - самоценного и самодовлеющего характера. Мефистофельская проницательность "великого учения" была направлена на то, чтобы развенчать всеобщность этих столпов человеческой духовности, показать, что в их основе изначально лежит корыстный классовый интерес, что их пафос есть превращенная и сублимированная форма чего-то более подлинного и реального, нежели они сами. Нечто подобное осуществлял другой мастер и учитель заподозривания - основатель психоанализа 3. Фрейд.

Если в СССР Маркс (само собой) и Дарвин были непререкаемы, что с Фрейдом в СССР было сложнее - по мере институализации русской революции и ее огосударствления от восторга перед ним, когда Москва была второй мировой столицей психоанализа, перешли к полному его разгрому (возможно, связанному не только с тем, что фрейдизм пользовался покровительством Л.Д.Троцкого). Попытки синтезировать марксизм и фрейдизм (или то, что этим называют сейчас) вызывают страшное раздражение и у нынешних тру-марксистов.

Впрочем, фрейдизм в СССР и фрейдизм вообще - это отдельная тема. Лично я считаю, что он вообще ближе к религии и объединять его в один ряд с Марксом и Дарвиным вообще не следует, полезность его в том разве, что он (понимаемый широко) служит противовесом вульгарному материализму, сводящему вообще все в человеке исключительно к социальным факторам. Я придерживаюсь представления, что биологическое и социальное отражаются в человеке в пропорции фифти-фифти, за что, впрочем, снова могу получить упрек в нарочитом центризме. Нападки же религиозных консерваторов на него сродни нападкам той же РПЦ на сектантов, то есть носят характер уже внутривидовой конкуренции.

Стоит, однако, зафиксировать по крайней мере то, что особо раздражает правых консерваторов:

1. Десакрализация общественных и экономических отношений - то есть неприятие того, что существуют какие-то священные ценности, некие неизменные столпы духовности ("духовные скрепы"), указание на конкретно-исторический характер морали и этики, безличность законов, определяющих в той или иной мере жизнь человека.
2. Рационализм - представление о том, что возможно конструирование иного типа как общества, так и "исправление" человека, а также заведомую пагубность и опасность таких попыток.

Крайне показательно также в упоминаемой декларации связь идеи "свободного предпринимательства" с идеей Бога или божественности - то есть придание жадности и жлобству (выражениями которых капитализм в сущности и в сухом остатке является) статуса священности.

Tags: идеология, книга, религии
Subscribe

  • не всем Аллах шлёт деньги

    А вот еще про демографию. Русские националисты любят ныть про жирующих "многонационалов". Но вот читаю: "Так, наибольшие потери в…

  • все умрут, а они останутся

    В ТГ-канале Незыгарь (путинско-симоньяновском). "Похоже, мало кто обратил внимание на данные по рождаемости в России. С 2015 г. рождаемость…

  • пропаганда и агитация

    О, точно, указивка поступила, большевиков мочить - плешивый мачо недаром помянул. И воровка на доверии Симоньян засуетилась (из ее ТГ): "У Горького…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments

  • не всем Аллах шлёт деньги

    А вот еще про демографию. Русские националисты любят ныть про жирующих "многонационалов". Но вот читаю: "Так, наибольшие потери в…

  • все умрут, а они останутся

    В ТГ-канале Незыгарь (путинско-симоньяновском). "Похоже, мало кто обратил внимание на данные по рождаемости в России. С 2015 г. рождаемость…

  • пропаганда и агитация

    О, точно, указивка поступила, большевиков мочить - плешивый мачо недаром помянул. И воровка на доверии Симоньян засуетилась (из ее ТГ): "У Горького…