Что хотел бы еще сказать.
События 1968 года меня интересовали еще в советское время. И я покупал при всякой возможности разные политиздатовские брошюрки с названиями типа "Уроки кризиса в ЧССР", пытаясь вычитать между строк, что же там происходило.
Можно было бы считать их таким советским агитпропом и страшилками, читая про разгул антисоветской и антисоциалистической истерии в стране весной-летом 1968-го года, если бы не одно обстоятельство, случившееся позже.
В СССР то, что происходило в 1989-1991 было один в один тем, что описывали эти советские брошюры.
Полное преобладание лишь одной точки зрения в СМИ, вранье, замазывание грязью оппонентов, манипуляции, накачивание градуса, тотальность, отсутствие малейшего положительного: вы жили и живете в Аду, в Мордоре, в грязи и непотребстве, и только так. Меня в 1991 году поразило, когда какая-то демократическая журналистка на ленинградском радио притащила к микрофону своего отца, члена КПСС, и этот пожилой человек плакал: "Если бы я знал, как нас обманывали, разве я состоял бы в этой проклятой партии!" Но именно такой случай описывался в одной из этих книг про 1968-й год в ЧССР - там на чешском радио как раз произошел ровно такой же случай!
Я же помню, как массированно травили оппонентов Ельцина на свежерожденном Российском телевидении, как журналисты, например, ходили по подъезду дома, где жила Светлана Горячева, чтобы нарыть что-то про нее грязное у соседей, как делали страшилку сначала из Лигачева, потом из Ивана Полозкова, расчетливо поставленного Горбачевым на пост руководителя КП РСФСР.
Идеологическая дискуссия - вещь нормальная, но что в ЧССР в 1968-м, что в СССР во время "Перестройки" шел настоящий либеральный террор против оппонентов (который потом у нас плавно перетек в "да-да-нет-да", кампанию против российского парламента в 1993-м, позорные выборы 1996 - а в итоге ударил по самим либералам, и в результате мы получили в Кремль это недоразумение по фамилии Путин - и теперь мы имеем зомбоящик, Мамонтова с Карауловым и прочую дрянь).
Именно и в статье по ссылке видно, что информационный террор в ЧССР больше всего и беспокоил советских руководителей, о том же говорится и в книге про Пражскую весну, которую я выложил на днях: например, при встрече Брежнева и Косыгина с Тито советские руководители все время говорили о том, что в Чехии разгул антисоциалистических сил в СМИ и что сторонникам другой точки зрения - Новотному, например, не говоря про людей типа Биляка, просто не дают возможности донести свою точку зрения.
Так что позиция безусловной поддержки чешских реформаторов есть или наивность, или отражение сферическо-вакуумного сознания или просто незнание фактов.