Сразу две книжки читаю (когда есть время) - об Иранской революции (последней настоящей революции в современной истории, все после этого были какие-то представления) и о генезисе революционного движения в России в 19-м-начале 20-го века. Крайне интересно получается.
И очень актуально жж-шным вечным левым спорам о том, что такое пролетариат и есть ли он и будет ли он.
Например, в Иране рабочий класс отнюдь не преобладал численно, но тем не менее он имел место быть, при этом в ключевых для страны отраслях - железные дороги, телекоммуникации, нефтянка, плюс шах закупал западные технологии в рамках своей "белой" модернизации страны, поэтому имелись крупные предприятия с высокой концентрацией рабочего класса. Поэтому, когда бабахнуло, рабочие, несмотря на то, что по численности уступали даже пауперам и люмпенам - основной опоре мусульманского духовенства, имели возможность поставить раком всю страну - что они успешно и делали. И духовенство понимало это и крайне боялось - когда левые устраивали чисто свои демонстрации, часто впереди шел какой-нибудь мулла с плакатом "Это демонстрация противников Аллаха".
Аналогично в России. Рабочий класс был немногочисленен, но у него было поразительно высокая степень концентрации - то есть в Питере, например, на крупных заводах работало более 70 процентов рабочих. При этом, если в странах Европы рабочая аристократия была антисоциалистической силой, то в России строго наоборот, именно самые высококвалифицированные рабочие были опорой революционной социал-демократии. При этом в конце 19-го века сформировался тип интеллигентного рабочего - человека грамотного, знающего себе цену, тянущегося к знанию и политически ориентированного. Раннее марксистское движение и было сочетанием левых интеллигентов и таких вот рабочих.
Более того. Именно пример русского рабочего класса - относительно немногочисленного в океане крестьянской России, тем не менее наконец в начале XX века разбудил терпил из терпил - русское крестьянство, которое весь XIX век максимум что утиралось ворча: "Баре-дворяне суки, царя батюшку обманувуют, а то бы зажили..." Даже жульническое "освобождение" в 1861 году (кстати, выкупные платежи дворянам по нему должны были закончиться в 1931 году, аккурат к коллективизации, значит) не вызвало у крестьян ничего, кроме волнений, которые легко были подавлены. Но посмотрев, как рабочие (тем более что не потервшие связь со своими корнями, с деревней) четко определили для себя, что "и царь плохой, и бояре", эти терпилы из терпил проснулись и тут уже ничего военно-феодальный капитализм в России спасти не могло.
Так что решает, товарищи, не количество, а качество. Ваш Кэп.