Так вот, с после войны и до начала 70-х в Финке действовали так называемые водочные карточки - viinakortti. Я об этом как-то смутно слышал, но сегодня с одним финским дедом говорил, который в 60-х как раз работал продавцом в магазинах финской государственной монополии на алкоголь "Алко".
Выглядело так: каждый, кому исполнялось 21 год, получал эту самую водочную карточку.
При этом она была жестко привязана только к определенному магазину по продаже спиртного.
То есть если я житель финского красного Тампере, то уже в Хельсинки в магазине "Алко" мне бутылку не продадут.
Если был залет в вытрезвитель, то полиция сообщает в мой магазин "Алко" и мне тоже фиг продадут.
Наконец, если я покупаю водку слишком часто или много сразу, то продавец мне тоже имел право отказать.
При этом всё, как мне финик объяснял, решалось в индивидуальном порядке - то есть как и положено в патриархальном социуме (а Финка до 70-х - это дико патриархальное государство, набитое Традиционными Ценностями как мама не горюй) - разговорами. Тот же находящийся в командировке в Хельсинки работяга из Тампере мог вызвать директора и долго его уговораривать и таки уговорить заветную бутылку продать.
А продавец, в свою очередь, мог отказать покупателю продать бутылку исходя только из его внешнего вида. Опять же, существовал механизм продажи водочки своим с черного хода.
Опять же - цыгане, только не мои любимые, румынские, а местные, автохонные, славились тем, что у них всегда водку можно было купить.
Ну и портовые города - типа Котки. Раньше не было запретзон, как сейчас, и к любому иностраному кораблю можно было подойти запросто. Поэтому приход любого польского, не говоря уже про наш, про родной советский пароход, для финского пьющего человека был праздником.