kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Categories:

про Высоцкого (тезисно) - 1

Хотел написать много, потому что как-то подсел на эту тему, да и комментарии были очень интересные к предыдущему посту, но не буду.

1. Книга Влади. Она была выпущена в кооперативно-перестроечные времена - чуть ли не первый мегахит "свободного книгоиздательства", ясное дело, что, во-первых, на ней отразилось время написания - а тогда "дискурс" был жестко антисоветский: "мы живем в дерьме, тогда как весь мир - в шоколаде", другого тогда просто бы не поняли, во-вторых, ясно, что не в одиночку Влади свою книжку писала, как минимум с помощью своих советских друзей из либеральной тусовки, поэтому проецирование в прошлое настроений того времени, когда книга писалась, было неизбежным.

2. Споров о том, какую сторону Высоцкий выбрал бы, коли пережил бы 1980-й год, было много, это всё чистые гадания. С одной стороны, с большей вероятностью, конечно, стал бы на стороне либералов, антисоветчиков и ельцинистов (Ольбрыхтский вспоминал, как они с компанией поляков ехали мимо дачи Кунцево, и Высоцкий сказал им: "А здесь сдох Сталин", Ольбрыхтский перевел полякам мягче: "умер", Высоцкий взорвался: "Переводи правильно: сдох!"). Однако были и какие-то штрихи, которые говорят о том, что могло быть и не совсем так однозначно. Был такой эпизод в 70-х, какой-то знакомый из театра на Таганке дал ему анкету, в которой на вопрос "Любимая песня" Высоцкий ответил: "Священная война" ("Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой..."). Когда  знакомый либерал удивился: что ты мол нашел в этом советском пафосном произведении (тогда слово "совковый еще не было в ходу), Высоцкий зло ответил: "Когда вырастешь и мурашки по шкуре от этой песни начнут идти - поймешь!"
Человек - существо неоднозначное и непредсказуемое. В любом случае - он ушел в 1980-м и письмо 42-х не подписал или стихи к дню рождения Анатолия Чубайса как Окуджава писать по этой самой причине не смог - так что будем исходить из презумпции порядочности.

3. Песни Высоцкого про войну, быть может, и были неким "паровозиком", как тогда в среде интеллигенции было принято говорить. То есть хотел, например, Вознесенский писать свои нонконформистские стихи - но сначала напиши поэму "Лонжюмо" про Ленина. Высоцкий начинал с блатных песен - и это, кстати, объясняет во многом (хотя и не во всем) ту настороженность, которую он вызывал у властей. Сейчас, когда мы видим "русский шансон" и прочую уголовную субкультуру, ставшую массовыми, в общем понятно, что у властей основания опасаться были.
Так вот, к военным песням. Высоцкий писал все-таки про теневую сторону войны, о которой не было принято много говорить тогда: штрафбаты, "особист Суэтин, неутомимый наш". Как часть тогдашней советской культуры - в которой война после 1965 года приобрела характер национального советского культа (ничего исключительного в этом нет, у финнов "зимняя война" тоже сейчас носит культовый характер - "мы, маленькие, наломали таким большим рюсся!"; Америка же сама себя сделал культом, скоро лопнет от сознания своей исключительности) - так вот, как дополняющий элемент песни военного цикла делали даже быть может хорошее дело: ведь и в самой мегасправедливой войне, которой и была наша Великая Отечественная, есть теневая сторона, о которой тоже нужно говорить. Но вот когда советская пафосность и фанфары в честь войны и Победы исчезли, то военные песни Высоцкого во многом легли и ложатся в ту струю, которая "Штрафбат", "Сволочи" и прочее (сценарий "Штрафбата" - друг Высоцкого Эдуард Володарский). В общем - все нужно воспринимать в культурно-историческом контексте.

4. Вообще тема Высоцкого остается актуальной - и судя по тому, сколько вызывает комментов, да и голосование на ТВ "Россия" - до того, как его "подкрутили-поправили-подчурили" - где Ленин, Сталин и Высоцкий были названы тремя самыми выдающимися людьми России (в каком порядке - не помню, да это и не важно) показывает, что если мы хотим понять феномен СССР, то нужно разбираться и в феномене Владимира Высоцкого.
Tags: Высоцкий, СССР, интеллигенция, культура
Subscribe

  • Штирлиц был на грани

    В дополнение к этому ролику о Юлиане Семёнове (довольно удачному, при том, что к Ю-Тьюбу я отношусь все хуже и хужее). В России, наверное, это…

  • письма из мертвого дома

    Один мужик, автора книжек, у которого был кот по имени Степан, и который в цугундере сидит в России - при этом ни за что, рассказывает про свой опыт:…

  • не одного он принял ходока

    Тут мне попалось второе издание документов Ленина, не издававшихся в Союзе. Никаких там ужасов ("Ивашек надо дурить") там нет, ну там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Штирлиц был на грани

    В дополнение к этому ролику о Юлиане Семёнове (довольно удачному, при том, что к Ю-Тьюбу я отношусь все хуже и хужее). В России, наверное, это…

  • письма из мертвого дома

    Один мужик, автора книжек, у которого был кот по имени Степан, и который в цугундере сидит в России - при этом ни за что, рассказывает про свой опыт:…

  • не одного он принял ходока

    Тут мне попалось второе издание документов Ленина, не издававшихся в Союзе. Никаких там ужасов ("Ивашек надо дурить") там нет, ну там…