1. Книга Влади. Она была выпущена в кооперативно-перестроечные времена - чуть ли не первый мегахит "свободного книгоиздательства", ясное дело, что, во-первых, на ней отразилось время написания - а тогда "дискурс" был жестко антисоветский: "мы живем в дерьме, тогда как весь мир - в шоколаде", другого тогда просто бы не поняли, во-вторых, ясно, что не в одиночку Влади свою книжку писала, как минимум с помощью своих советских друзей из либеральной тусовки, поэтому проецирование в прошлое настроений того времени, когда книга писалась, было неизбежным.
2. Споров о том, какую сторону Высоцкий выбрал бы, коли пережил бы 1980-й год, было много, это всё чистые гадания. С одной стороны, с большей вероятностью, конечно, стал бы на стороне либералов, антисоветчиков и ельцинистов (Ольбрыхтский вспоминал, как они с компанией поляков ехали мимо дачи Кунцево, и Высоцкий сказал им: "А здесь сдох Сталин", Ольбрыхтский перевел полякам мягче: "умер", Высоцкий взорвался: "Переводи правильно: сдох!"). Однако были и какие-то штрихи, которые говорят о том, что могло быть и не совсем так однозначно. Был такой эпизод в 70-х, какой-то знакомый из театра на Таганке дал ему анкету, в которой на вопрос "Любимая песня" Высоцкий ответил: "Священная война" ("Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой..."). Когда знакомый либерал удивился: что ты мол нашел в этом советском пафосном произведении (тогда слово "совковый еще не было в ходу), Высоцкий зло ответил: "Когда вырастешь и мурашки по шкуре от этой песни начнут идти - поймешь!"
Человек - существо неоднозначное и непредсказуемое. В любом случае - он ушел в 1980-м и письмо 42-х не подписал или стихи к дню рождения Анатолия Чубайса как Окуджава писать по этой самой причине не смог - так что будем исходить из презумпции порядочности.
3. Песни Высоцкого про войну, быть может, и были неким "паровозиком", как тогда в среде интеллигенции было принято говорить. То есть хотел, например, Вознесенский писать свои нонконформистские стихи - но сначала напиши поэму "Лонжюмо" про Ленина. Высоцкий начинал с блатных песен - и это, кстати, объясняет во многом (хотя и не во всем) ту настороженность, которую он вызывал у властей. Сейчас, когда мы видим "русский шансон" и прочую уголовную субкультуру, ставшую массовыми, в общем понятно, что у властей основания опасаться были.
Так вот, к военным песням. Высоцкий писал все-таки про теневую сторону войны, о которой не было принято много говорить тогда: штрафбаты, "особист Суэтин, неутомимый наш". Как часть тогдашней советской культуры - в которой война после 1965 года приобрела характер национального советского культа (ничего исключительного в этом нет, у финнов "зимняя война" тоже сейчас носит культовый характер - "мы, маленькие, наломали таким большим рюсся!"; Америка же сама себя сделал культом, скоро лопнет от сознания своей исключительности) - так вот, как дополняющий элемент песни военного цикла делали даже быть может хорошее дело: ведь и в самой мегасправедливой войне, которой и была наша Великая Отечественная, есть теневая сторона, о которой тоже нужно говорить. Но вот когда советская пафосность и фанфары в честь войны и Победы исчезли, то военные песни Высоцкого во многом легли и ложатся в ту струю, которая "Штрафбат", "Сволочи" и прочее (сценарий "Штрафбата" - друг Высоцкого Эдуард Володарский). В общем - все нужно воспринимать в культурно-историческом контексте.
4. Вообще тема Высоцкого остается актуальной - и судя по тому, сколько вызывает комментов, да и голосование на ТВ "Россия" - до того, как его "подкрутили-поправили-подчурили" - где Ленин, Сталин и Высоцкий были названы тремя самыми выдающимися людьми России (в каком порядке - не помню, да это и не важно) показывает, что если мы хотим понять феномен СССР, то нужно разбираться и в феномене Владимира Высоцкого.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →