kommari (kommari) wrote,
kommari
kommari

Categories:

о свободной воле

Кусочек из статьи некоего Л.К.Науменко, д.ф.н., (я в принципе-то философию не очень - нам бы что попроще), но там интересный кусочек попался. Во-первых, не совсем, но близко, чего я сам думаю о том, насколько вообще исторические события зависят от воли отдельных персон, и насколько эти персоны в своих действиях вообще свободны в своих действиях (особенно в России, где выбор почему-то всегда между пиздец и совсем пиздец плохим и очень плохим), во-вторых, показателен в смысле некоей эволюции авторов круга "Альтернатив" (а они в целом придерживаются антисталинистких позиций) в их оценке того, что было в СССР в 20-30-е годы. 


"В целом ряде работ по теории «реального социализма» словосочетание «мутантный социализм» прочитывается совсем не в том смысле, о каком сказано выше. Казарменный, бюрократический, тиранический и т.п. социализм толкуется как «плохой», «извращенный», ублюдочный, кошмарный и т.д. «Деформации социализма» рассматриваются как продукт злой и жестокой воли Сталина и его «орлов». Выходит именно то, о чем писал сразу после XX съезда Пальмиро Тольятти: «культ личности наоборот». Так неизбежно получается, когда на реальность смотрят с позиции идеала: ленинский социалистический проект хорош, сталинский демонтаж «истинного социализма» отвратителен.

Вместо добровольной ассоциации - принудительная коллективность, вместо социального творчества снизу - симуляция социальной активности, вместо самоуправления - жесткая регламентация, вместо человека-творца - исполнитель, вместо человека-субъекта - человек «винтик»... Идеократия, тотальный политический и идеологический контроль над всем населением, закрепощение крестьянства, вождизм, репрессии, гулаги и многое, многое другое. Все верно, все это отвратительно, подло, жестоко, бесчеловечно.

Но попробуем взглянуть на вещи вот с какой стороны. А без этого «завинчивания гаек», без мобилизации всех сил и ресурсов, без армейской дисциплины и единоначалия, без стоглазого контроля за каждым кирпичом, каждым центнером цемента, каждой тонной стали, выстояла бы страна в смертельной схватке с фашизмом? Не была ли эта «деформация» социализма той самой мутацией, которая и обеспечила выживание страны в чрезвычайных обстоятельствах? Разве существовала реальная альтернатива «догоняющей модернизации»? Имела ли страна время для естественного развития «ростков социализма»? Так ведь пока солнце взойдет, роса очи выест. Что есть фактически неверного в формуле: «Либо мы пройдем этот путь за 15-20 лет, либо нас сомнут». В войне реально противостояла стране, еще вчера мечтавшей об электрификации, всего лишь о «лампочке Ильича» в деревенской хате, а в Средней Азии дивились «шайтан арбе»  - паровозу, индустриальная мощь, ресурсы и «живая сила» развитой, «цивилизованной» Европы, исключая лишь Великобританию, Швецию и Швейцарию. Разве не шагали по земле Украины, Белоруссии и России «голубые» и всякие прочие дивизии? Так разве исключено, что не будь этой «мутации социализма» «тысячелетний Рейх» раскинулся бы от берегов Атлантики до Аляски?

Взять и рассмотреть социализм в одной, отдельно взятой стране... Так этого-то как раз и нельзя делать! Нельзя рассматривать социализм вне среды. Как взять эту страну «отдельно» от среды, от окружения совсем не на вегетарианской диете сидящих государств, алчущих расширения «жизненного пространства». Необходимо ли иметь хотя бы для одного этого сильное государство, армию, дисциплину, единоначалие? Страна-то по сути дела все годы «демонтажа социалистического проекта» находилась на военном, казарменном положении. Угроза войны и война - фактор, который никак нельзя сбрасывать со счетов.

Мы полностью отдаем себе отчет в том, какой обнаженный нерв мы затрагиваем. Поэтому еще и еще раз подчеркнем, что речь не идет об оправдании бесчеловечного режима. Речь идет только об одном - о понимании исторической нужды-необходимости. Мы не дети, чтобы на шестом десятке лет после смерти Сталина искать причины мутации социализма в его паранойе, скверном характере и патологической «воле к власти». Диалектика материалистическая, реалистическая - вовсе не стилизованный двойник гегелевской диалектики, грезившей о разрешении противоречий посредством их взаимного удовлетворения, умиротворения и последующего «засыпания», погружения «в основу». Бесплатный сыр, говорят, бывает только в мышеловке. А в реальной истории за все надо платить - за индустриализацию, за мобилизацию, за Победу. Цена конечно же могла быть не такой бесчеловечно жестокой. Однако спросим себя: а может ли человечность быть мерой в войне, которая есть организованное, регулярное, массовое убийство? Допустима ли гуманность к еще не поверженному врагу, к дезертиру, к предателю? Революционная диалектика поэтому ближе к «трагической диалектике» экзистенциализма, чем к «диалектике равновесия» Гегеля. Так можно ли списывать все на пресловутую злую волю диктатора?

А была ли у Сталина эта самая свободная воля? Исторический деятель, сколь харизматичным он ни был бы в воображении массы, действует всегда в тисках обстоятельств. Ему по большей части приходится выбирать из двух плохих вариантов хороший, а если вопрос вставал так: быть или не быть, то о цене ответственный лидер уже и не задумывался. Так вставал вопрос перед Лениным при подписании «похабного» Брестского мира".


Tags: СССР, история
Subscribe

  • про ГКЧП

    Левада постоянно мониторит отношение русских к ГКЧП. Вот график, взятый мной из книги "Личность, общество и власть в истории России" (2018…

  • поворот к России

    1990 год. Марина Евгеньевна Салье за Россию и русских. Очень характерная статья, опубликованная в ленинградском журнале “Звезда” летом…

  • над СССР безоблачное небо

    Начало августа 1991 года. Вспоминает член Политбюро ЦК КПСС Петр Лучинский: "Мои домашние дела так складывались, что с семьей я мог уйти в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

  • про ГКЧП

    Левада постоянно мониторит отношение русских к ГКЧП. Вот график, взятый мной из книги "Личность, общество и власть в истории России" (2018…

  • поворот к России

    1990 год. Марина Евгеньевна Салье за Россию и русских. Очень характерная статья, опубликованная в ленинградском журнале “Звезда” летом…

  • над СССР безоблачное небо

    Начало августа 1991 года. Вспоминает член Политбюро ЦК КПСС Петр Лучинский: "Мои домашние дела так складывались, что с семьей я мог уйти в…