kommari ([info]kommari) wrote,
@ 2009-09-15 23:07:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:СССР, коммунизм, личное

письмо юному другу
Привет!

Ты просил, чтобы я прокомментировал один пост в ЖЖ и твои вопросы, связанные с ним, и, пусть не сразу, но я исполняю твою просьбу.

Извини, если получится несколько длинно, но вообще-то о серьезных вещах коротко писать и не стоит.

Как одному из изобретателей этого жанра  - картинки с комментариями - позволь мне в этой же форме начать и этот ответ на твою просьбу.
 


 Еда.
Ее выдавали в «кормушках». Или – спецраспределителях.


 
"Что обычно «брали» на талоны? А, впрочем, именно что брали – потому покупкой приобретение за те деньги, назвать нельзя. Парное мясо (антрекоты, отбивные, вырезку) колбасы любые (я больше всего любила тонкую, микояновскую, телячью), паштеты, сыры, консервы – крабы, икру, что-то еще рыбное, мясное, овощное… На семью из четырех человек получалось – 6 рублей в день. (один – представитель «основного контингента» и трое «членов семьи» ) Банка красной икры – к примеру – тянула на 70 копеек. Бутылка французского коньяка - на целых 25 рублей".

Была сотая секция ГУМа, а в ней – вполне добротные, финские, итальянские, французские тряпки, обувь, парфюмерия и косметика. И монгольские дубленки. Чеки Внешпосылторга, которые оставались у свекра после загранкомандировок и магазины «Березка» в Москве, в которых на эти чеки можно было купить все те же итальянские и финские тряпки и японскую технику. И ателье на Кутузовском проспекте, в котором свекру регулярно шили костюмы, норковые шапки-ушанки и каракулевые шляпы-пирожки, свекровь заказывала ужасные - похожие на комод - шубы из каракуля, а мне однажды обломилась вполне приличная шубка из серебристого песца. Сейчас – пожалуй – звучит убого и пошло. Но в Москве 80-х люди оборачивались на улице.



Это была закрытая резервация для элит, с полным набором благ и услуг, которые только мог пожелать человек в 81-м году. Магазином – в котором были продукты, о которых в Москве даже не подозревали. Столовой – в которой можно было заказать практически любое (из известных в ту пору) блюд, к определенному времени его приносили домой – и «подавальщица» сервировала стол.

Тусовка. С ее идеологией безудержного потребления и гламурным выпендрежем. Сказки про то, что все это возникло исключительно в пост-перестроечной Москве рассказывают люди – мягко говоря - страшно далекие от действительности. Я могла бы рассказать много историй, но – дабы не вдаваться в подробности – расскажу только одну. Так вот - Игорь Щелоков, о котором я уже как-то рассказывала в ЖЖ , познакомился со своей будущей женой – Ноной на автосервисе, куда оба пригнали свои Мерседесы. И охота на женихов велась столь же жестко и бесцеремонно. И была даже широко известная в узких кругах картотека – которую завели две бойкие докторицы из ЦКБ. А в ней - все сыновья на выданье с подробным анамнезом. И вдовцы, и вероятные (!) вдовцы - с учетом здоровья жен. И посиделки в Барвихе, и на отдельных политбюрошных дачах, с клубничкой, и без.

 

Как ты понял, я использовал фотографии из того поста, который ты просил прокомментировать:
http://germanych.livejournal.com/45518.html
и пост какой-то постаревшей "Ксюши Собчак" позднесоветского периода:
http://marina-yudenich.livejournal.com/43250.html
по саморазоблачительности достойный многих и многих документов из той эпохи и толстых книг по ней. Автор поста по мере выхода тираж переквалифицировалась в журналистку, общественного деятеля и писательницу, ее толстый и полиграфически шикарный роман "Нефть" рекламировался с не меньшей настойчивостью, чем гигиенические прокладки, а сейчас продается в магазинах уцененных книг за 50 рублей - кстати, стоит там по соседству с книгой "План Путина", книгой не менее богато изданной и не менее пустой.

Но не об авторше речь - ей я даже благодарен. За ее пост.

Речь о том, почему мы проиграли. Нашу Революцию. Наш 1917-й год.

Понимаешь, враг - это не только армии интервентов, танки и самолеты со свастиками, ядерные ракеты, нацеленные на наши города. С этим врагом мы справились.

Враг - это не только внутренная контрреволюция, или предатели, которые при первой возможности станут власовцами, полицаями и старостами. С ними мы тоже разобрались.

Враг - самый опасный и самый коварный - внутри каждого человека. Внутри каждого из нас. Это глупость, жадность и ложь.

Это в конце жизни чувствовал Ленин, когда повторял и заклинал о том, чтобы вводить в органы власти, управления и контроля Советского государства сознательных рабочих, чтобы верхушка не оторвалась от народа.

Это чувствовал Сталин - если смотреть документы даже самых суровых "расстрельных" годов, то, кроме несомненной чепухи вроде работы на 15 разведок и тоннелей до Бомбея там все время мелькает слово "разложение" - моральное и политическое.

Тут есть еще один важный момент.

Наша страна в 20 веке - кроме всего того, что выпало на ее долю - прошла еще и через слом аграрной цивилизации и превращения ее в цивилизацию индустриальную и городскую. Это очень болезненное явление само по себе - плюс очень запоздалое из-за потерянного при тупом царизме времени - и на все это наложились еще две мировые войны.

Не было ни одной страны, в которой этот цивилизационный слом прошел бы гладко - даже в Финляндии в начале цивильных 60-х годов сотни тысяч людей уехали из страны в Европу, Северную Америку и даже Австралию - далеко не от хорошей жизни, и до сих пор в финской культуре - в песнях, в книгах - воспоминания о том времени, о сломанных судьбах, личных трагедиях. Это было до нас в разные столетия и в Германии, и в Англии, и во Франции, а после нас - в Китае. И там этот слом еще не закончился, кстати.

Наша страна большая - и трагедия этого слома была большой.

Вообще, читая книги по истории нашей страны удивляешься больше всего тому, что большевики победили. Ни по каким законам они победить не должны были - их должны были перебить, как перебили парижских коммунаров, немецких, испанских или финских левых. Революция, да еще при этом и социальная, случилась не в том месте и не в то время. Принципиальные тогдашние тру-марксисты в пенсне брызгали слюной и трясли бородками от возмущения.

Сами большевики иногда испытывали отчаяние и безнадегу при виде того, что им выпало сделать:
"Эта серая масса, сейчас багрово-красная, может наделать больших жесткокстей, а с другой стороны, вряд ли мы при зашедшей так далеко разрухе сможем, даже если власть перейдет в руки крайне левой, наладить сколько-нибудь жизнь страны. И тогда мы, вероятно, будем смыты той же волной отчаяния, которая вознесет нашу партию к власти" (из письма будущего наркома Луначарского, написанного в 1917 году).

С другой стороны - равнодушие. Помнишь, я тебе советовал прочитать "Как закалялась сталь" Островского? Что меня в этой книге поразило - кроме, конечно, мощи человеческого духа альтер-эго автора книги - это обывательское море, даже океан, на поверхности которого происходит и Гражданская война и все, что было потом.

Наши победили. Тут, конечно, решающим фактором был гений одного человека. Хотя это время вытолкнуло вперед и многих других людей, чей вклад был огромен, но все равно - решающим фактором победы был Ленин. Как бы это антимарксистски не звучало.
И сами не скрывали, что страну захватили - Ленин такой глагол и употреблял. И ничуть этого не стеснялся: бюллетени и урны для голосования - это для других эпох и для других исторических задач.

Но победив, отбившись от внешних врагов и собрав по кусочку страну, они встали перед задачей еще более трудной - превратить десятки миллионов людей, про которых еще Петр Первый сказал: "Понеже всем известно, что наши люди ни во что сами не пойдут, ежели не приволены будут" в строителей нового государства. При этом в строителей сознательных.

А у нас - крестьянская страна. У кого-то недавно прочел - средний словарный запас русского крестьянина начала 20-го века - 500 слов. Их вполне хватало для жизни и работы.

Короленко - человек, очень хорошо знавший вопрос, писал: "мир действительных отношений был крестьянам совершенно непонятен и поэтому враждебен". Горький, исходивший на своих двоих всю Россию и тоже не кабинетный мыслитель: "беседуя с крестьянами, я видел прежде всего органическое, слепое недоверие к поискам мысли, к ее работе, наблюдал умонастроение, которое следует назвать скептицизм невежества".

80 процентов населения страны были крестьянами.

Рабочий класс - и без того не самый многочисленный, был очень люмпенинизрован. Сознательные рабочие Питера, Москвы и Урала - костяк Революции - размыт и частично перебит. Подавляющая часть интеллегниции бежала или ненавидела власть трудового народа лютой ненавистью - Хамы-Кочегаркины пришли.

Это исходная точка. С которой нужно было осуществить - при этом максимально быстро - модернизацию страны. Потому что времени на мягкий и более комфортный вариант не было. Разорвали бы.

Я не буду вдаваться в подробности - факт в том, что коммунисты эту задачу выполнили. Очень суровой ценой. При этом каждый новый поворот или каждый новый вызов сопровождался массовым вбросом сельского населения в города. Что приводило к чудовищной маргинализации (это очень видно и в книгах писаталей-деревенщиков, и в кинофильмах, и в личных ощущениях - те же самые пресловутые поселки городского типа). Советское мещанство - которое было всегда - оно переползло к нам еще из царских времен - росло как на дрожжах из этой самой маргинализированной массы.

Это было внизу - это было и наверху.

В 1966 году в системе номенклатуры ЦК КПСС было примерно 70% детей и крестьян и неквалифицированных рабочих (то есть потомков тех же крестьян), в 1981 году их число увеличилось до 80%.

Это прекрасно показывает высочайшую вериткальную мобильность в СССР и его практическую антиэлитарность - но лишь до известного момента. К концу 70-х годов дети этих крестьян, не обладающие внутренней культурой, но вкусившие dolce vita - сладкую жизнь номенклатурных отцов, стали производить ту бациллу, которая - по закону "рыба гниет с головы" - шла вниз. Стала формироваться нацеленная на Запад элита. Глядя на которую, мечтали о похожей на райский сон западной жизни и советские мещане снизу. 

Да, не выпячивали. Не публиковали интервью в глянце, не позировали светским хроникерам. Не принято было. Хотя – скажу откровенно – особо и не скрывали. И та же Нона Щелокова рассекала по Москве на своем белом Мерседесе, с номером - 77-77, никого не таясь.

Людям тоже хотелось жить красиво.


В комментариях к посту про убожество советской торговли есть рассказ про человека, который привез из Москвы из только-только открывшегося перестроечного "Макдональдса" к себе домой, в свой родной провинциальный город, пустой стаканчик из под "Кока-колы" и поставил в на почетное место в буфет с хрусталем. Потому что - вот это и есть Настоящая Жизнь, яркая и интересная.
 
Выбор между этим:
и этим:
 

 был сделан в пользу стаканчика из-под "Кока-колы".

А вот такого выбора: Космос (как олицетворение сильной индустриальной страны, защищенной от желания близких и дальних соседей на глобусе оторвать от нее кусочек или вообще стереть с глобуса) и одновременно Колбаса (то есть сытость и комфорт) - у трех поколений советских людей не было.

Не дала им История этого.

Нужно было все время то готовиться к войне, то воевать, то восстанавливать разрушенное, то снова приготовляться к очередной угрозе. Возможно - тут мы вступаем на зыбкую почву "если"-конструкций - как раз в 70-х годах такой шанс стал появляться. Был создан ракетно-ядерный щит, который создал механизм MAD - Mutual Assured Destruction - взаимно гарантированного уничтожения.

Если бы карты выпали по другому, если бы вместо того ничтожества, которое стало последним Генеральным секретарем ЦК к власти пришел бы другой человек - мы, быть может, смогли бы провести экономические реформы, которые сохранили бы социалистический выбор (социализма у нас, конечно же, не было) и страну, но при этом ликвидировали такие позорные явления, как на фотографиях из серии про советскую торговлю (хотя, тут надо отметить, весьма тенденциозно подобранных составителем).

Впрочем, не факт, что этих реформ очень хотели там, наверху. Не исключено, что так и было задумано: быдлу=народу - яркие стаканчики из под "Кока-колы" и биг-маки, себе любимым - собственность - много-много миллиардную собственность. И снятие малейших ограничений на безудержное ее проматывание - Куршавели, самолеты с блядями, яхты, замки в Швейцарии.

 
 
А народ этого и не заметил. Потому что мозги заменил телевизор.

Так было конвертировано Будущее. Которое у людей существовало в СССР. Почти до самого конца. Потому что - кроме Чурбановых и Щелоковых-младших, рассекающих по Москве на "мерседесах" и их подружек-содержанок, больше всего любящих тонкую, микояновскую, телячью колбаску, были в СССР те, кто строили ГЭС и космические корабли, исследовали ядерные частицы и мастерили на заводах сложнейшие станки и приборы. Была небогемная молодежь, уезжавшая на Дальний Восток и Крайний Север строить города, при этом не из под палки и не за лишним рублем. Да, их было мало, но них все и держалось, я таких людей встречал в своей жизни - пусть и не очень часто.

Импульс Революции, 1917-го года был очень сильный. И он создавал многовариантный мир - то самое Будущее - даже тогда, когда уже начинались процессы разложения и неоконтрреволюция уже все больше наглела.

Я не очень верю, что нашей стране выпадет еще раз такой шанс, который выпал ей сто лет назад. Иногда даже думаю - что вообще есть ли у нашей страны какие-то шансы. История беспощадна к проигравшим.

С тех пор все тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы...
 
Но Россия - очень странная страна. Поэтому - мало ли что произойдет в том времени, в котором тебе доведется жить - помни: главный враг Революции - это жадность, ложь и глупость. В том числе и живущие в каждом из нас.

Будь бдителен.

С коммунистическим приветом,
твой kommari. 


 



Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

(98 comments) - (Post a new comment)


[info]d_sanin
2009-09-15 08:28 pm UTC (link)
На мой взгляд, всё же определяющий фактор мещанства - жадность. Ложь, глупость - это уже вторично.
Человеком быть трудно - животным просто, вот и весь сказ.

(Reply to this) (Thread)


[info]jobe_smith
2009-09-16 12:58 am UTC (link)
Жадность тоже вторична. Просто - мещанство, и этим всё сказано.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]d_sanin, 2009-09-16 08:38 am UTC

[info]17_009
2009-09-15 08:35 pm UTC (link)
Да без толку.
Тогда ж и телеки были ч/б, и компы ламповые, а хд-тв вообще не было, о мобильниках можно было только мечтать.
Какой-такой в жопу космос? Это ж ни в клубец модный не сходить, ни 3Д-кино не посмотреть...

(Reply to this) (Thread)


[info]d_sanin
2009-09-15 08:38 pm UTC (link)
3D-кино таки было :-)
И даже по Ящику крутили экспериментальные трёхмерные передачи.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]17_009, 2009-09-15 09:33 pm UTC
(no subject) - [info]d_sanin, 2009-09-16 08:39 am UTC
(no subject) - [info]17_009, 2009-09-16 11:40 am UTC
(no subject) - [info]d_sanin, 2009-09-16 11:49 am UTC
(no subject) - [info]pronzus, 2009-09-19 06:01 pm UTC
(no subject) - [info]d_sanin, 2009-09-19 06:14 pm UTC
(no subject) - [info]pronzus, 2009-09-19 06:50 pm UTC

[info]chaldon13
2009-09-15 09:15 pm UTC (link)
Спасибо, коммари!

(Reply to this)


[info]hemdall
2009-09-15 09:24 pm UTC (link)
Да, возврат к социализму в России неизбежен.
И многие начали понимать: их обокрали за бесполезные "бусы и зеркальца", как дикарей.

Спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]dm_kalashnikov
2009-09-16 04:17 am UTC (link)
//Да, возврат к социализму в России неизбежен.

Уже в другой России, и будет ли она? История не даёт второй шанс.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]stepanishchev, 2009-09-16 06:56 am UTC
(no subject) - [info]dm_kalashnikov, 2009-09-16 07:00 am UTC
(no subject) - [info]stepanishchev, 2009-09-16 07:49 am UTC
(no subject) - [info]hemdall, 2009-09-16 08:35 am UTC
(no subject) - [info]aleks1958, 2009-09-16 08:49 am UTC
(no subject) - [info]hemdall, 2009-09-16 08:29 am UTC

[info]highpit
2009-09-15 09:26 pm UTC (link)
Очень сильно! Спасибо :)

(Reply to this)


[info]v_bobok
2009-09-15 10:24 pm UTC (link)
Очень сильный пост, пропиарю у себя если ты не против.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2009-09-15 10:44 pm UTC (link)
Я не против.

(Reply to this) (Parent)


[info]aleks1958
2009-09-15 10:38 pm UTC (link)
Не знаю... Не понравилось...
То что были элементы обмещанивания - это факт.Ну от этого не избавишься.Коммунизма еще не было- его надо было строить.

Но сами же говорите- не все обмещанились.Сами говорите про мобильность элиты.
Т.е в принципе борьба мещанства с антимещанством должна была происходить по всем законам и жизненным и диалектическим.

Анализа элит нет.Вскользь только про номеклатуру КПСС.
Навскидку потомки не из ЦК КПСС :
Гвишиани - сын генерала НКВД
Александр Любимов - сын важного чина из КГБ
Наталья Геворкян - дочь генерала пятого управления КГБ
и т.д и тп

Прям ото кто -то поставил стакан из под пепси колы на полку и все задирай руки кверху- социализм обречен...

В общем не понравилось.( имею право поворчать :) )

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2009-09-15 10:49 pm UTC (link)
Имеете, конечно.
Я и не претендую на научность и строгость.
Научность - это к бортнику. :)

Номенклатура ЦК - это отцы, не дети. Все эти генералы ГБ - вот они же как раз происходили из всяких там сапожников и крестьян.

Когда стала формироваться "элита" из сынков - столь красочно описанная Юденич - это был знак болезни.

Ну и вообще - такие сложные вещи одним постом не охватишь. Меня попросили юные товарищи дать комментарий к серии фотографий - я дал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]aleks1958, 2009-09-15 11:22 pm UTC
(no subject) - [info]imhotape, 2009-09-16 07:00 am UTC
(no subject) - [info]aleks1958, 2009-09-16 08:32 am UTC
(no subject) - [info]stepanishchev, 2009-09-16 09:50 am UTC
(no subject) - [info]aleks1958, 2009-09-16 10:25 am UTC

[info]sandblaster
2009-09-15 11:35 pm UTC (link)
Да, все так и происходило.
Мы сейчас живем в Стране Воинствующего Жлобства.
Правильно мне отец говорил, жадность - мать всех пороков.

(Reply to this)


[info]doktoraikasap
2009-09-16 12:10 am UTC (link)
Мощно задвинул :)

(Reply to this)


[info]jobe_smith
2009-09-16 12:55 am UTC (link)
//социализма у нас, конечно же, не было//
Вы сделали открытие! Кстати,капитализма сейчс тоже нет ).
Вот насчёт сельского населения - согласен.

(Reply to this)

Примитивно, очень примитивно
[info]obsrvr
2009-09-16 02:45 am UTC (link)
Самое главное что вывпало - это тот самый марксизм - производительные силы.

Выбор в пользу Бурана против стаканчика напитка привел к огромной дыре в технологическом укладе.
А именно: сознательное трможение массовой автомобилизации, дорожного строительства и индивидуального жилищного строительства. Право на дачу и дом в деревне - это бралось с боем.
Дайте мещанину машину и дом в деревне и он будет за сов.власть.
Но не дали, идеологическое табу - чтобы людишки работали на сборке "Бурана" и танков и не рыпались.

Все закономерно, а вот теперь и "Москвич" сдох и ВАЗ умирает - дыру в технологическом укладе ничем не заполнишь.

(Reply to this) (Thread)

Re: Примитивно, очень примитивно
[info]bey
2009-09-16 05:25 am UTC (link)
ну так установку на примат производства средств производства никто не отменял.
Кстати, а как отменили, так все и посыпалось.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Примитивно, очень примитивно - [info]obsrvr, 2009-09-16 06:13 am UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]bey, 2009-09-16 06:51 am UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]stepanishchev, 2009-09-16 07:33 am UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]cran_berry, 2009-09-16 12:36 pm UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]stepanishchev, 2009-09-16 02:57 pm UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]cran_berry, 2009-09-16 12:33 pm UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]d_sanin, 2009-09-16 09:01 am UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]aleks1958, 2009-09-16 10:33 am UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]sigtryggr [lj.rossia.org], 2009-09-16 05:49 pm UTC
Re: Примитивно, очень примитивно - [info]pronzus, 2009-09-19 06:12 pm UTC
Враг самый опасный и самый коварный — зависть!
[info]dm_kalashnikov
2009-09-16 04:08 am UTC (link)
.

(Reply to this)


[info]siren67
2009-09-16 04:18 am UTC (link)
Сильный пост,спасибо.
Пропиарю...
Я в топе ЖЖ вчера читал пост Юденич.---Чуть не заплевал весь монитор: столько яда,жлобства,лжи и передёргиваний не читал уже давно...

(Reply to this)

Куды крестьянину податься?
[info]zamglavred
2009-09-16 05:36 am UTC (link)
Коли капиталисты и социалисты не держат крестьян за людей ОДИНАКОВО.
Вся надежда на царя:)

(Reply to this) (Thread)

Re: Куды крестьянину податься?
[info]palmira
2009-09-16 06:17 am UTC (link)
А уж царь-то держал :-))))))
Ну, как профессор Преображенский: хорошая и верная прислуга - это да. А вот как стал чего-то соображать и требовать - это уже "совратили", не иначе...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

странная метафора - [info]zamglavred, 2009-09-16 06:30 am UTC
не совсем так - [info]sigtryggr [lj.rossia.org], 2009-09-16 06:06 pm UTC

[info]stepanov_karel
2009-09-16 06:02 am UTC (link)
буду пиарить. с кое-чем бы подискутировал, но это не так существенно. сильный текст

(Reply to this)

письмо юному другу
[info]diana_spb
2009-09-16 06:51 am UTC (link)
знаю одну ЖЖ-стку, которая во главу угла демографию ставит.
Ребёнок из многодетной семьи будет иным, чем единственный (или один из двух). Его труднее бросить в топку что революции, что войны. А падение рождаемости - естественное следствие превращения неграмотной набожной крестьянки в более-менее образованную атеистку из города.
В общем, классическое: "бабы новых нарожают" перестало работать.

(Reply to this) (Thread)

Re: письмо юному другу
[info]sitr
2009-09-16 10:00 am UTC (link)
>Ребёнок из многодетной семьи будет иным, чем единственный (или один из двух). Его труднее бросить в топку что революции, что войны.

А не наоборот ли? Революции в России происходили как раз тогда, когда большинство семей были многодетными. К тому же выходец из многодетной семьи понимает, что, если он погибнет, род продолжит его брат. А из однодетной - понимает, что, если он погибнет, его род пресечётся.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

письмо юному другу - [info]diana_spb, 2009-09-16 10:26 am UTC

[info]gptu_navsegda
2009-09-16 07:10 am UTC (link)
имхо, копание в мещанском дерьме само по себе ничего не даст, нужно искать альтернативы проверенные на практике, а это прежде всего университетские кампусы и всякие христиании... вот их и надо изучать. и еще надо разобраться были ли они у нас и если нет то почему, хотя вроде как академгородки были... имхо, есть опасения, что их специально не создавали из-за каких-то классовых предрассудков.

(Reply to this)


[info]fonar2005
2009-09-16 07:55 am UTC (link)
А Вы уверены, что у России есть будущее?
Я вот почти нет...

(Reply to this)

Не спешите нас хоронить
[info]taira_koremochi
2009-09-16 08:17 am UTC (link)
Странно писать такое. Любая индустриальная страна формирует общество потребления т. е. космические корабли, масштабные ГЭС и пр. идут рука об руку с колбасой, ботинками и пр. Одно без другого быть не может. Низкое социальное напряжение в СССР породило в обществе борьбу за недоступные материальные блага. Отсюда и особый вид советского потребительства. Жадность, ложь и глупость недостатки, конечно. Но как известно недостатки есть продолжение достоинств. Отсутствие недостатков есть отсутствие достоинств.

Социальный прогресс не может проходить в виде непрерывного восхождения, падения и тупиковые ветви неизбежны. Достаточно взглянуть на биологический прогресс. Поэтому удивительно считать поражение (завершение советского проекта) крахом социального прогресса как такового и России как исторического феномена. К этому нет оснований.

(Reply to this)

частное мнение
[info]dengi_zlo
2009-09-16 09:47 am UTC (link)
Ко времени разрушения СССР мы выиграли УЖЕ войну, мы подняли УЖЕ целину, мы побывали УЖЕ первыми в космосе. Глобальности УЖЕ закончились. Началась спокойная несуетная жизнь без БОРЬБЫ. Внимание переключилось на отсутствие товаров в магазинах (желание элементарно одеться, накормиться, прочитать интересную книжку трудно назвать мещанством), на отсутствие демократии (выбор из одного кандидата), на раздражающий фактор номенклатуры (почему у них привилегии?). И как результат возникла новая БОРЬБА. Борьба за перемены. А то, что эти перемены приведут к худшему как-то не думалось. Что имеем, то имеем.

(Reply to this)


[info]troitsa1
2009-09-16 09:55 am UTC (link)
Если смотреть не на цитату из Стругацких, а на японский подлинник, то смысл этих слов принимает зловещий оттенок:

"... С тех пор все тянутся передо мною глухие, кривые окольные тропы..." (с) Стругацкие.

Сказали мне, что эта дорога меня приведет к океану смерти, и я повернул обратно. С тех пор все тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы... – Ёсано А., «Трусость». Перевод В. Марковой («<...> повернула вспять. <...>»).

(Reply to this)


[info]kirill_lunjov
2009-09-16 10:06 am UTC (link)
без комментарий

(Reply to this)


[info]iwia
2009-09-16 11:17 am UTC (link)
>социализма у нас, конечно же, не было

Не ожидал от Вас клиффизма((

(Reply to this) (Thread)


[info]aleks1958
2009-09-16 11:34 am UTC (link)
Да, меня это тоже немного задело.

Считаю, был реальный социализм, с учетом международной обстановки, исторических условий и погодно-геополитических тоже.Улучшать текущее надо было - надо.Ну так процесс прогресса он постоянен.Но говорить, что социализма не было - это сгущение красок

В общем - "верните то что было " :)

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]kommari, 2009-09-16 12:02 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2009-09-16 01:14 pm UTC
(no subject) - [info]iwia, 2009-09-16 02:11 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2009-09-16 02:22 pm UTC
(no subject) - [info]stepanishchev, 2009-09-16 03:00 pm UTC
(no subject) - [info]arvi, 2009-09-18 12:25 am UTC
(no subject) - [info]stepanishchev, 2009-09-18 08:42 am UTC
(no subject) - [info]kommari, 2009-09-16 02:23 pm UTC

[info]viter_46
2009-09-16 12:19 pm UTC (link)
Во всем согласен с автором. НО (и это "но" принципиально): эгоизм, мещанство, жадность, глупость, "сынки" - это не враги подкинули. Это наше, доморощеное. И, самое страшное, оно закономерно, исторически неизбежно. Это биология. См. А.Зиновьев "Русская трагедия".
А смена Зиновьевым точек зрения на протяжении жизни - это нормально.Взрослеем - умнеем. На результат от дважды два это никак не влияет.

(Reply to this)


[info]blau_kraehe
2009-09-16 04:45 pm UTC (link)
Очень хорошо написали. Когда будете издавать сборник рассказов, включите это. Можно даже как предисловие.
Даже не по смыслу (в общем, все "как бы понятно"), а именно литературно хорошо.

(Reply to this)


(98 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…