kommari ([info]kommari) wrote,
@ 2008-08-15 14:21:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:Балканы, Россия, аналогии, война, интернационализм, история

а вот как вам, товарищи-интернационалисты, такая аналогия?
В 1877-1878 году царская Россия выступила в войну с целью поддержки болгар, которых систематически резали турки (напримр, Апрельское восстание, подавленное с той же жестокостью, с которой грузины уничтожали осетин 08.08.08-го).

В России события в Болгарии вызвали невиданный общенациональный подъём (современники даже сравнивали его с народным подъемом 1812 года). С осени 1875 г. в России развернулось массовое народное движение поддержки славянской борьбы, охватившее все без исключения общественные слои - от элиты и интеллигенции до разночинцев и крестьян. Вместе с тем, в обществе развернулась острая дискуссия: прогрессивные круги обосновывали необходимость гуманных, освободительных целей войны, консерваторы рассуждали о её возможных политических дивидендах, таких, как захват Константинополя, создание славянской федерации во главе с монархической Россией. 

То есть нетрудно увидеть, что разные круги тогдашнего российского общества видели цели войны по разному, но ее справедливость под сомнение не ставилась.

Характерно, что не было "пятой колонны" - Латынины-Шендеровичи (времена тогда были простые, могли и канделябрами - по бакенбардам - надавать).

В художественной литературе у современников события отражены хорошо - опять же, Гугол рулит, поэтому не буду углубляться. 
Хотя вот ссылка - для зануд вроде меня:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/3104/



Очень важно отметить, что как раз  в это время "Народная воля" уже открыла "сезон охоты" на царя-батюшку. Но мне, по крайней мере, неизвестно ни одно мнение народовольцев, что Россия ведет несправедливую войну - а я читал довольно много литературы про эту организацию.

Интересно, что и в советской историографии (часто критичной к политике царизма) та война считалась безусловно справедливой, а критику вызывали, скорее, просчеты русского командования (куда же без головотяпства и раздолбайства, чай, Россия).

Кстати, и результаты войны очень похожи: Запад путем дипломатического давления переиграл итоги той войны. 

Но в памяти болгарского народа - да и русского тоже - эта война осталась. И названия Шипка и Плевна даже для меня, человека ну совсем уж другой эпохи, овеяны той же славой, как названия Севастополь или Сталинград.

как-то так 



(Post a new comment)


[info]blanqi
2008-08-15 11:51 am UTC (link)
"В 1877-1878 году царская Россия выступила в войну с целью поддержки болгар"

Гораздо точнее: с целью защиты болгар как ПОВОДА к войне.

Мнение Льва Толстого по этому вопросу (оно есть в "Анне Карениной", потому концовку романа Катков печатать отказался) Вам, конечно, известно.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-08-15 11:56 am UTC (link)
то есть Вы отрицаете, что был патриотический подъём в обществе и всенародная поддержка - от монархистов до нигилистов и бомбистов из "Исполнительного комитета"?

про то, что ту войну и ее цели разные слои понимали по разному, я вообще-то написал

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]blanqi, 2008-08-15 12:02 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 12:11 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-08-15 12:21 pm UTC
(no subject) - [info]real_shtirlitz, 2008-08-15 12:13 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-08-15 12:19 pm UTC
(no subject) - [info]real_shtirlitz, 2008-08-15 12:24 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-08-15 12:29 pm UTC
(no subject) - [info]real_shtirlitz, 2008-08-15 12:36 pm UTC
(no subject) - [info]haspar_arnery, 2008-08-15 12:12 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 12:18 pm UTC
(no subject) - [info]haspar_arnery, 2008-08-15 12:20 pm UTC

[info]obivatel_ua
2008-08-15 12:34 pm UTC (link)
А Достоевский? ;)
Без него Россия тоже не вся - его мнением вы поинтересовались, или выбираете только "правильные" моменты?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]blanqi, 2008-08-15 12:41 pm UTC
(no subject) - [info]obivatel_ua, 2008-08-15 12:50 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-08-15 01:29 pm UTC
(no subject) - [info]obivatel_ua, 2008-08-15 01:41 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-08-15 01:47 pm UTC
(no subject) - [info]obivatel_ua, 2008-08-15 02:01 pm UTC

[info]d_andy
2008-08-15 02:41 pm UTC (link)
Еще Толстой был против войны 1812 года!!!

(Reply to this) (Parent)


[info]dzecko
2008-08-15 11:59 am UTC (link)
Да, насколько я помню некоторые из "землевольцев" даже уезжали воевать на Балканы.

(Reply to this)


[info]kouzdra
2008-08-15 12:05 pm UTC (link)
Аналогия правильная - мне она уже приходила в голову. Только у меня та война (закончившаяся, кстати, закономерным дипломатическим сливом под давлением "мирового сообщества") вызывает весьма негативные ассоциации.

(Reply to this) (Thread)


[info]obivatel_ua
2008-08-15 12:38 pm UTC (link)
... - не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! ...именно потому, что такие вещи на свете иначе и происходить не могут. ... Начнут же они, по освобождении, свою новую жизнь, повторяю, именно с того, что выпросят себе у Европы, у Англии и Германии, например, ручательство и покровительство их свободе, и хоть в концерте европейских держав будет и Россия, но они именно в защиту от России это и сделают. Начнут онинепременно с того, что внутри себя, если не прямо вслух, объявят себе и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта, а не вмешайся Европа, так Россия ... проглотила бы их тотчас же,... они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее. О, я не говорю про отдельные лица: будут такие, которые поймут, что значила, значит и будет значить Россия для них всегда. ... Но люди эти, особенно вначале, явятся в таком жалком меньшинстве, что будут подвергаться насмешкам, ненависти и даже политическому гонению. Особенно приятно будет для освобожденных славян высказывать и трубить на весь свет, что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия - страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чистой славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации. У них, конечно, явятся, с самого начала, конституционное управление, парламенты, ответственные министры, ораторы, речи. Их будет это чрезвычайно утешать и восхищать. Они будут в упоении, читая о себе в парижских и в лондонских газетах телеграммы, извещающие весь мир, что после долгой парламентской бури пало наконец министерство в Болгарии и составилось новое из либерального большинства и что какой-нибудь ихний Иван Чифтлик согласился наконец принять портфель президента совета министров.
... Разумеется, в минуту какой-нибудь серьезной беды они все непременно обратятся к России за помощью. ...
...России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. ... Но какую же выгоду доставит России это сознание, кроме трудов, досад и вечной заботы?

Это Достоевский, Дневники. Там еще много всего.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]blanqi, 2008-08-15 12:42 pm UTC

[info]real_shtirlitz
2008-08-15 12:08 pm UTC (link)
Увы, благодарность болгарии как государства оказалась весьма непродолжительной, как это показала сначала первая, а потом и вторая мировые войны.

(Reply to this) (Thread)


[info]_socialist
2008-08-15 12:12 pm UTC (link)
Позиция болгарского народа вполне наглядно проявилась, когда войска Красной Армии в 1944г. прошли через территорию Болгарии без единого выстрела (по крайней мере - зафиксированного)с обеих сторон. Режим - это не всегда народ (как,кстати, и в нынешних Грузии и России).

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]real_shtirlitz, 2008-08-15 12:14 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 12:13 pm UTC

[info]_socialist
2008-08-15 12:08 pm UTC (link)
"Характерно, что не было "пятой колонны" - Латынины-Шендеровичи (времена тогда были простые, могли и канделябрами - по бакенбардам - надавать)."
Были оппоненты и даже достаточно влиятельные лица...Но было их,действительно, явное меньшинство.
Как и сейчас, когда даже практически аполитичные люди потрясены, как событиями, так и позицией западнолиберальных отморозков и примкнувших к ним псевдоинтернационалистов.
Уж больно вопиющи и наглядны события. Российские власти не ангелы и внесли свой вклад в создание неприязненных отношений меж странами... Но на этом основании равнять их с фашистским отморозком (по методам точно)Саакашвили и критиковать тех, кто защитил мирных граждан - значит не иметь или УМА или СОВЕСТИ. Или того и другого вместе.

(Reply to this)


[info]d_sanin
2008-08-15 12:13 pm UTC (link)
Спасибо, хорошая аналогия...

(Reply to this)


[info]oslyona
2008-08-15 12:24 pm UTC (link)
http://left.ru/2006/5/yakushev139-2.phtml

Интересная статья. Якушева, правда, говорят, многие левые не любят (а я пока плохо знаю и поэтому не тороплюсь судить), но конкретно эта статья весьма интересна с точки зрения исторического анализа, много ссылок, разъяснений.
ИМХО, очень поучительна, хотя, может, в ней есть к чему придраться.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-08-15 12:35 pm UTC (link)
Якушева так просто некоторые левые товарищи ненавидят
судя по всему за т.н. "красный путинизм"

впрочем, многие мои бывшие и небывшие еще френды и меня

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]__zauberer__, 2008-08-15 02:33 pm UTC

[info]ofspaces
2008-08-15 12:26 pm UTC (link)
А почему с Третьим рейхом аналогии не проводите?

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-08-15 12:32 pm UTC (link)
???
а это когда это Третий Рейх выступал за обиженные народы?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]vl_plotnikov, 2008-08-15 12:39 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 12:52 pm UTC
(no subject) - [info]vl_plotnikov, 2008-08-15 12:57 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 01:15 pm UTC
(no subject) - [info]vl_plotnikov, 2008-08-15 01:21 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 01:31 pm UTC
(no subject) - [info]vl_plotnikov, 2008-08-15 01:52 pm UTC
(no subject) - [info]real_shtirlitz, 2008-08-15 12:44 pm UTC
(no subject) - [info]vl_plotnikov, 2008-08-15 12:48 pm UTC

[info]dmpokrov
2008-08-15 12:36 pm UTC (link)
А вот простому народу эта война была совсем не нужна. Из рассказа Ленина: "Во время войны России с Турцией за освобождение балканских славян — тогда мне было семь лет — моя нянька, у которой родственники были взяты на войну и некоторые из них там убиты, постоянно с плачем говорила: «Русская кровь зря льется из-за каких-то нам чужих, проклятых болгар. На что они нам, у нас самих забот по горло»." Родители Ильича тоже не питали теплых чувств к этой войне.

(Reply to this) (Thread)


[info]caliban_upon
2008-08-15 12:57 pm UTC (link)
Ну так ведь "резня" и угнетение было всего лишь предлогом для решения своих собственных задач...

(Reply to this) (Parent)


[info]supermipter
2008-08-15 12:38 pm UTC (link)
"Но в памяти болгарского народа"
Именно поэтому Болгария в обоих Мировых Войнах воевала против России.
Именно поэтому она сейчас член НАТО.
Именно поэтому она сейчас ведем пропаганду российской агрессии в своих СМИ покруче чем в Англии и Америке.

(Reply to this)


[info]berdychevsky
2008-08-15 12:41 pm UTC (link)
Стало быть, Вы уже себя к интренационалистам не относите?

(Reply to this) (Thread)


[info]pogorily
2008-08-15 12:49 pm UTC (link)
А что, для того что бы числиться интернационалистом, надо обязательно поддерживать центр мирового империализма - США и их шестерку - бесноватого фюрерчика Саакашвили, развязавших эту бойню?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]berdychevsky, 2008-08-15 12:57 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 12:56 pm UTC
(no subject) - [info]berdychevsky, 2008-08-15 12:59 pm UTC
(no subject) - [info]berdychevsky, 2008-08-15 01:04 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 01:08 pm UTC
(no subject) - [info]berdychevsky, 2008-08-15 01:13 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 02:08 pm UTC
(no subject) - [info]berdychevsky, 2008-08-15 02:15 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-08-15 02:20 pm UTC
(no subject) - [info]maina_woopka, 2008-08-15 08:26 pm UTC

[info]pogorily
2008-08-15 12:45 pm UTC (link)
Самое время вспомнить термин "мелкобуржуазный радикализм".
А также социальное положение оных леваков - т.наз. "офисный планктон" (который на мой взгляд разумно характеризовать терминами "офисные гниды" и "офисные вши" в зависимости от положения их в этой системе - помельче или покрупнее, хорошо отражающими паразитическую сущность оного "планктона").

И становится ясным, почему эти леваки фактически находятся в строю поддерживающих центр мирового империализма - США.

PS Отмечу, что социальное положение не является фактором, жестко навязывающим поведение. Но влияющим - конечно, является.

(Reply to this) (Thread)


[info]vl_plotnikov
2008-08-15 12:47 pm UTC (link)
Скажите, где работаете Вы? На заводе? На стройке? На погрузке?

Какое понятие Вы имеете о мелкобуржуазном радикализме (народничестве, анархизме, национализме) и главное - что Вы ему противопоставляете?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]pogorily, 2008-08-15 12:51 pm UTC
(no subject) - [info]vl_plotnikov, 2008-08-15 12:56 pm UTC

[info]caliban_upon
2008-08-15 12:54 pm UTC (link)
Как аналогия...
Ситуации действительно схожи, и как там, так и тут у была куча поводов к войне и обе стороны давно готовились к конфликту. Но был ньюанс - объективно вторжение РИ играло на руку нац.-осв. движениям, которые после этого всё-таки добились независимости для своих стран. В то же время - РИ не выполняла то, что хотела полностью. Она не стала экономическим доминантом на Балканах, с проливами тоже как-то не очень всё вышло, Болгария - после войны с Сербией, отошла от РИ, а А.-В. экономически настолько сильно укрепилась на Балканах, что в дальнейшем умудрялась всё более и более отодвигать РИ с этого полит.театра.

Насчет оппозиции - оппонировал например Тургенев. Заявляя, что русским солдатам незачем там погибать, так как "братушки" всё равно кинут РИ. Но оппонентов было мало.

(Reply to this) (Thread)


[info]wsf1917
2008-08-15 03:50 pm UTC (link)
http://kommari.livejournal.com/482577.html?thread=10182929#t10182929

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]caliban_upon, 2008-08-15 05:35 pm UTC
sorry, не ту ссылку дал - [info]wsf1917, 2008-08-15 07:10 pm UTC
Re: sorry, не ту ссылку дал - [info]caliban_upon, 2008-08-15 07:19 pm UTC
Дурь
[info]babitto
2008-08-15 01:25 pm UTC (link)
«Любая аналогия ложна» ;)

(Reply to this)


[info]__zauberer__
2008-08-15 02:40 pm UTC (link)
Гм. А что это доказывает? Разве Вы не помните, что истина всегда конкретна.
Та война - это не эта война. Но и в том и другом случае нужно проводить серьезное исследование, чтобы понять причины войны, занять ту или иную позицию. Вы же предлагаете какие-то сомнительные аналогии. Чтобы правильно оценить ту войну надо изучить ситуацию с рабочим движением в Западной Европе, пользу этому движению для рабочего класса Европы, пользу для демократического движения в России. Вы же сами ничего этого не сделали, а "просто" спрашиваете "Вы за Россиию или против?".
Как говаривает 1504, "патриоты обеспокоены, что же будет с Россией".

(Reply to this)

это повлияло и на Ленина, ИМХО
[info]wsf1917
2008-08-15 03:47 pm UTC (link)
Владлен Логинов в книге "Ленин: выбор пути" вспоминает очень интересный эпизод как раз про эту войну. У Володи была любимая няня, крестьянка, которая как раз во время того как "образованное общество" предавалось рассуждениям о "помощи братьям-славянам" о войне высказалась отрицательно просто и жёстко. Сколько народу-то там положат господа, крови прольют, им-то что, а отдуваться нам. Думаю, он это запомнил.

(Reply to this)

Думаю, самая правильная аналогия -
[info]wsf1917
2008-08-15 03:49 pm UTC (link)
с франко-прусской войной и отношением к ней Маркса и 1-го интернационала. Тем более что сейчас мир откатился на 140 лет назад (на более высоком уровне конечно), глобальный хищник один, он не грызётся с другими империалистическими хищниками, как в 1МВ, так что войны идут от "столкновения малых национализмов". Почти как в 19-=м веке, если не обращать внимание на изменение глобальной ситуации

(Reply to this)


[info]sssmirnov
2008-08-15 03:58 pm UTC (link)
похожая ситуация
не понимаю людей, выступающих с пораженческих позиций. Разница с первой мировой огромная.

(Reply to this)


[info]pal_gun
2008-08-15 05:45 pm UTC (link)
Могу сказать одно. Вы дурак, Коммари. Идите в жопу.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-08-15 06:09 pm UTC (link)
От повторения тысячи раз слова "халва" во рту слаще не станет, как говорят иранские коммунисты из партии ТУДЭ (хоть и запрещенной).
Так и Вы - уж расфрендили - так расфрендили - чево тады ходить каждый раз, да еще ругаться.

Или это по принциу:
Мимо тёщиного дома я без шуток не хожу...?

Ну, ходите. Я человек незлобивый, да и у Вас нет столько терпения, как у тов. Бортника, чтобы меня достать до печенок.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]caliban_upon, 2008-08-15 07:20 pm UTC
(no subject) - [info]pal_gun, 2008-08-16 07:11 am UTC

[info]jaschil_14hane
2008-08-15 09:25 pm UTC (link)
ИСТОРИЕЙ БАЛКАНСКОUО ПОЛУОСТРОВА ЗАНИМАЮСЬ БОЛЕЕ 30-ТИ ЛЕТ. К СОЖАЛЕНИЮ, ИЛИ К СЧАСТЬЮ, НИКТО БОЛГАР НЕ РЕЗАЛ! ДОКУМЕНТЫ ПОДРОБНО РАЗОБРАНЫ В МОЕЙ КНИГЕ "ПРИМУЛА".

(Reply to this) (Thread)


[info]caliban_upon
2008-08-17 02:21 pm UTC (link)
А можно ссылку?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]jaschil_14hane, 2008-08-18 08:02 pm UTC
(no subject) - [info]caliban_upon, 2008-08-19 08:09 am UTC

[info]madcossack
2008-08-16 03:58 am UTC (link)
как Вам уже указали, Вы не правы.

кстати, пытаясь налепить ярлычок: Вы Коммунистический Империалист, или Империалистический коммунист?

в любом случае, продолжайте свой дневник, поскольку трезвых левых (в ЖЖ) раз-два, и обчелся.

с другой стороны, 2 левых - 3 мнения, и 45 цитат.

(Reply to this)


Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…