kommari ([info]kommari) wrote,
@ 2008-04-02 20:32:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:СССР, размышлизм

важный (для меня по крайней мере) пост

навеяло этим постом

http://soviet-engineer.livejournal.com/214577.html

чисто в порядке дискуссии - при это готов выслушивать мнения как "за", так и " против"
сразу сам пишу многие расхожие либеральные минусы - чтобы народ не тратил время - хотя мое отношение к ним может быть совсем другим - в том числе и к исторически спорным вещам (типа Катыни, потому что в последнее время моя уверенность в том, что это родное НКВД накосячило, несколько поколебалась)

Итак,  СССР - плюсы и минусы.
Таблица.


(расставлено в том порядке, как приходило на ум, потом можно доработать)
ВАЖНО:
плюсы - с точки зрения "умеренного совкофила" (для крайнего все, что было до 1953 года, в мягком варианте до 1985 - один сплошной плюс)
минусы - с точки зрения умеренного антисоветчика (для отмороженного все 74 года советской власти - это кромешный ад)
НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО:
в силу целого ряда обстоятельств здесь сознательно отсутствует критика СССР "слева" - как с точки зрения классического марксизма, так и с разного рода позиций коммунистического толка, а также иных левых направлений - хотя у меня, как у человека коммунистических убеждений, есть что сказать "за это"
но это требует иной формы и иной методологии


1. Ко второй половине 20-го века впервые на территории России и союзных с ней республик был ликвидирован голод как явление, терзавшее Россиию весь 19 век и первую половину 20-го века.
2. Победа над объединенной коалицией западных государств и Японии, а также их марионеток во время Гражданской войны.
3. Преодоление территориального распада исторической России, последовавшее после внезапного краха Российской Империи в начале 1917 года.
4. Восстановление народного хозяйства, разрушенного после Гражданской войны и интервенции и последующая индустриализация почти аграрной России
5. Победа над коалицией нацистской Германии и ее вассально-союзных государств в ходе Великой Отечественной войны.
6. Восстановление разрушенной страны после Великой Отечественной войны.
7. Создание ракетно-ядерного щита, создавшего и гарантировавшего суверенитет России и союзных с ней стран (и до сих предохраняещего Россию от повторения участи Югославии и Сербии)
8. Россия из страны капиталистической периферии, которой она была на протяжении всей Новейшей истории (фактически - полуколонии Запада) стала второй по мощи сверхдержавой, уступая только США.
9. Была создана одна из лучших в мире система образования - при этом равного для всех и всеобщего.
10. Была создана фундаментальная наука мирового уровня.
11. Страна поддерживала базовые моральные стандарты - то есть например сексуальные девиации находились в тени и/или репрессировались.
12. За счет победы во Второй Мировой по периметру России был создан пояс или союзных или "финляндизированных" государств (Финляндия, Афганистан, Австрия) - что дало
народам России почти 50-летнюю передышку от войн.
13. Более широко - за счет глобального военно-политического баланса, в США известного как "стратегия взаимно-гарантированного уничтожения" - MAD - Mutual Assured Destruction - была получена передышка от войн странами Европы - и не только ими, и фактически ликвидирована угроза новой мировой войны.
14. Создание к началу 70-х годов массового советского среднего класса - то есть людей, чувствующих себя не-бедными.
15. Подавление религиозного фундаментализма и мракобесия - фактическое отделение церкви от государства. Никакого засилья колдунов, ворожей, магов, псевдоцелителей и шарлатанов. Борьба со лженаукой.
16. Огромная культурно-просветительская работа среди малых народов России и стран, входивших в СССР, особенно в Средней Азии и на Кавказе. Иногда просто создание культуры и и приобщение к цивилизации народов, у  которых их - культуры и цивилизации, просто не было. Квоты и льготы для поступления в учебные заведения, в том числе самые престижные Вузы, для представителей национальных меньшинств СССР.
17. Обеспечение де юре и де факто реального равноправия всех народов СССР.
18. Ликвидация или замораживание застарелых очагов межнациональных конфликтов на территории СССР (армяно-азербойджанский, Ферганская долина, Северный Кавказ).
19. Огромная и крайне успешная космическая программа - кроме Луны опередившая США и работающая до сих пор успешнее американской.
20. Разрушение колониальной системы и конкретно двух крупнейших колониальных империй мира - Французской и Британской - невозможное без поддержки СССР.
21. Недопущение или успешне противостояние неоколониализму и неоимпериализму в лице США - в том числе путем нанесения ему военных поражений в Индокитае и на Кубе.
22. Огромнейшая помощь отсталым странам Азии и Африки в 50-80-х гг. 20-го века.
23. Официальный культ труда - вместо делячества .
24. Пропаганда коллективизма, солидарности, взаимопомщи - вместо идеологии конкуренции между людьми, шире: практический гуманизм, официально поставленный в основу государственной идеологии.
25. Борьба против псевдокультуры (типа "блатняка", муси-пуси, порно). 
26.Беспощадная борьба с бандитизмом и практически искоренение организованной преступности к 70-м годам.
27. Ликвидация ВООБЩЕ безработицы как явления (как человек, видевший капитализм изнутри могу сказать, что в возможность этого западному человеку трудно даже поверить).
28. Господдержка как массового спорта и физкультуры, так и спорта высших достижений - при этом практически всех видов спорта.
29. Создание - впервые в мире - массовой и бесплатной медицины для всех, создание системы массовой профилактики, курортно-санаторного отдыха и лечения для простых трудящихся.
30. Осознание принадлежности к великой стране, массовый патриотизм.
31. Система внешкольного отдыха и учебы для детей - кружки, Дома пионеров, спортивные секции, пионерские лагеря. Практически или полностью бесплатные.
32. В результате коллективизации было создано сельское хозяйство, способное прокормить страну в условиях тотальной войны.
33. Практическое равенство - то есть уничтожение как формальных сословий - дворянства, аристократии, так и антиэлитарный характер государства с открытыми вертикальными социальными лифтами - когда дети крестьян могли стать министрами, а дети рабочих - генералами.
34. Высокая степень безопасности "на улице" - детей можно было не провожать в школы, по ночам можно было спокойно гулять даже в мегаполисах.
35. Почти полное отсутствие наркомании в Центральной России и вообще славянских и прибалтийских республиках.
36. Отсутствие явного национального напряжения в стране - скинхедов, "фашистов", "наци".
37. Постепенное складывание единого советского народа - массовые межнациональные браки, осознание единой советской идентичности вне зависимости от национальности.
38. Плановая экономика позволяла создавать стабильность и предсказуемость народного хозяйства, отсутствие инфляции - лучший пример: трамвайный билет, который почти 50 лет стоил 3 копейки.
39. Почти тотальное отсутствие рекламы - в СМИ и на улицах.
40. Эффективная контртеррористическая деятельность органов госбезопасности - практически полное отсутствие терактов и захватов заложников.
41. Блестящие наработки советского ВПК в области конвенциональных вооружений - авиация, системы ПРО, танки, ну и конечно "калашников".
42. Отсутствие пропасти между самыми богатыми и самыми бедными, разница примерно 10:1 (если брать зарплату уборщицы и академика).
43. Масштабное жилищное строительство, позволившее предоставить десяткам миллионов советских людей БЕСПЛАТНОЕ жильё.
44. Финансирование государством культуры - строительство и открытие театров, создание кинофильмов, ставших классикой кино, господдержка творческих организаций - союзов писателей, композиторов, художников. Расцвет советской музыкальной культуры, балета. Массовое издание классической русской литературы невиданными тиаражами (трехтомник Пушкина, изданный тиражом 10 миллионов экземпляров). Дешевизна книг, билетов в кино и театры, вообще дешевый или бесплатный доступ к "культурному продукту".
45. Наличие практически в каждой стране мира более или менее мощных сил, разделяющих советскую идеологию, считающих советскую модель образцом для подражания. Прежде всего в лице компартий.
46. Освоение Севморпути, создание и успехи полярной авиации, освоение вообще Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
47. Государственная политика в области охраны природы.
(я не специалист, но в комментариях настаивают; тут ссылка, показывающая, как обстояло с этим дело в СССР:
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/106/971.htm )

1. Преследования  разной степени интенсивности противников и тех кого считали врагами режима, как пик - 1937-38 годы - массовые репрессии (около 700 тыс. расстрелянных, 1,5-2 миллиона умершие в лагерях и тюрьмах, количество прошедших через тюрьмы и лагеря по политическим статьям можно оценить приблизительно в периодс 1921 по 1985 гг.  5 - 5,5 миллионов (ссылка есть в комментариях). Со второй половины 50-х - на индивидуальном уровне, борьба с диссидентами.
2. Голод начала 30-х годов (количество жертв оценить трудно, потому что вопрос страшно запутан украинскими неонационалистами).
3. Идеологическая и политическая цензура в СМИ и культуре. Глушение иностранных радиопередач. Контроль над распространением информации с Запада.
4. Трудности с поездками на Запад и в несоциалистические страны.
5. Новочеркасск.
6. Война в Афганистане.
7. Отставание в технологиях и прикладных науках от Запада - в основном в элементной базе электронного оборудования, точном станкостроении и приборостроении).
8. Привилегии партноменклатуры (тут не могу не удержаться - несколько книжек в в год и набор продуктов раз в месяц - чудовищные привилегии, но пусть будут в списке).
9. Ввод войск на территория ЧССР в 1968 и последующее отстранение от власти реформистов в Компартии Чехословакии.
10. Подавление антикоммунистического восстания в Венгрии в 1956 году.
11. Подавление силой волнений в Берлине в 1953 году.
12. Репрессии против церкви (с разной степенью интенсивности в 20-х, 30-х и 60-х годах).

13. Насильственное переселение нескольких народов, обвиненных в массовом коллаборационизме во время Великой Отечественной войны.

14. Антисемитская компания начала 50-х годов (как кульминация - расстрел 9 представителей советской еврейской культуры и арест группы кремлевских врачей).
(снова от себя - да, для либерала это равнозначно например голоду начала 30-х)

15. Репрессии в странах Восточной Европы в конце 40-х-начале 50-х годоав (Венгрия, Чехословакия, Болгария), жертвами которых стали несколько десятков функционеров компартий этих стран.

16. Коллективизация начала 30-х годов. Уничтожение как социального явления т.н. "крепких хозяев", названных кулаками. Практически - массовая высылка их в удаленные районы страны.

17. Гонения разной степени интенсивности на неофициальную и авангардисткую культуру.

18. Расстрел нескольких тысяч польских офицеров в 1940 году в Катыни.

19. Разгон Учредительного собарния левыми партиями (большевиками, левыми эсерами и анархистами), вызвавший начало Гражданской войны.

20. Красный террор 1918-1919 года.

21. Процесс Промпартии и Шахтинское дело (и ряд аналогичных дел, целью которых было запугать буржуазно настроенную интеллигенцию, особенно специалистов).

22. Высылка по указанию Ленина из страны группы религиозно настроенных философов и антисоветски настроенных ученых.

23. Авантюра с правительством Куусинена и плохо проведенная война с Финляндией в 1939-40 гг.

24. Ошибка с оценкой немецкого нападения в 1941.

25. Пакт Риббентроп-Молотов, раздел Польши и других стран между Германией и СССР.

26. Предвоенные и послевоенные депортации из Прибалтики.

27. Плохие легковые автомобили.

28. Диктатура одной партии.

29. Вмешательство государственных и общественных органов в личную жизнь граждан (в том числе сексуальную).

30. Репрессии к советским военнопленным после финской (почти 90 процентов репрессировано) и Великой Отечественной войны (6 процентов).

31. Федеративный принцип построения Советского государства - с правом "самоопределения вплоть до отделения" - приведший в конечном итоге к развалу страны.

32. Формальные выборы из одного кандидата в Советы всех уровней.
33. Алкоголизм - точнее, неспособность его победить.
(имхо, это уже наша национальная проблема, хотя социальный аспект у нее имеется)

34. Неэффективная и разорительная помощь разного рода сомнительным "друзьям СССР" как на Западе, так и в странах Третьего мира.
35. Поддержание относительно высокого уровня жизни в некоторых республиках СССР за счет России.
36. Серая и унылая работа Агитпропа, вызывавшая скорее обратный эффект.
37. Дефицит многих товаров народного потребления и свзанный с ним "черный рынок" и система "блата".
38. Плановая экономика зачастую была негибкой, не успевала реагировать на изменяющиеся требования потребителей, что создавало недовольство в сознании простых граждан.
39. Запрет на т.н. "боевые искусства" - типа каратэ.
40. Вмешательство идеологии в науку, как результат - лысенковщина, преследования генетиков.
41. Скрытая форма социального паразитизма в виде многочисленных контор, учреждений и НИИ, которые не приносили никакой пользы.
42. Расхождение между официальной идеологией и практикой - что порождало зачастую в людях недоверие к системе вообще и/или двоедушие (одно говорилось на собраниях, другое - на кухнях).
43. Дедовщина, которая стала набирать силу в Советской Армии в 70-х годах.
44. Запреты и ограничения на джаз, рок-музыку и вообще преследование молодежных субкультур (стиляги, хиппи, панки).
45. Плохая экология в СССР (включаю по требованию в комментариях, хотя считаю даже как адвокат дьявола - то есть условный "антисоветчик", что экология - как и техногенные катастрофы типа Чернобыля - это претензия к промышленной цивилизации вообще, вне зависимости от политического строя - о котором идет речь в данной таблице).
46. Недоверие к своим собственным гражданам, к инициативе снизу.
47. Разрушение памятников старины - особенно в Москве.


другое важное замечание ценность плюсов и минусов для разных людей кому-то может показаться разной - кто-то не мог жить без "Доктора Живаго", а кому-то важнее, что дети могут безопасно ходить в школу и играть во дворе

Написал - и сам обалдел. Сколько же красные успели сделать за такое короткое время.

PS. Дополнения не просто приветсвуются - а просто таки ждутся с огромным интересом.




Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>

(Post a new comment)


[info]rgkot
2008-04-02 06:44 pm UTC (link)
10-ый минус скорее в плюс

(Reply to this) (Thread)


[info]3lobotryasov
2008-04-02 07:02 pm UTC (link)
9-й тоже.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]ruscommie, 2008-04-02 07:10 pm UTC
Троцкого убили - это ПЛЮС - [info]gurubrahmin, 2008-04-04 10:52 pm UTC
Re: Троцкого убили - это ПЛЮС - [info]kommari, 2008-04-05 06:51 am UTC

[info]blanqi
2008-04-02 06:55 pm UTC (link)
В правой стороне оставить Новочеркасск и прочие нарушения (перегибы ввиду первоначальной отсталости масс) социалистической законности. Больше нЕчего оставлять.
Коллективизацию, конечно, в плюс.

Попросту сказать: отстроили страну с ниже нуля до космоса. И людей подняли из царства тьмы до тонких интеллектуалов, стоящих в очереди на ретроспективы Феллини - поголовно.

Потом революционеры ушли и все со вздохом облегчения вернулись на четвереньки.
Кто не опустился, чувствует себя довольно неуютно.

(Reply to this) (Thread)


[info]rushd
2008-04-02 07:50 pm UTC (link)
Согласен. Хотя оставил бы минусом пункты 9 10 11 (с точки зрения сегодняшнего дня) и возможно 12. Из плюсов бы вычеркнул 22.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

А запрет на браки с иностранцами - плюс или минус? - [info]palmira, 2008-04-03 06:52 am UTC
Re: А запрет на браки с иностранцами - плюс или минус? - [info]kommari, 2008-04-03 07:46 am UTC
Re: А запрет на браки с иностранцами - плюс или минус? - [info]e2k_4d_x_ussr, 2008-04-03 09:55 am UTC
(no subject) - [info]vinniwolf, 2008-04-04 05:01 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-04-04 11:07 pm UTC
(no subject) - [info]vinniwolf, 2008-04-05 11:13 am UTC

[info]dobryj_manjak
2008-04-02 06:57 pm UTC (link)
С ходу - массовый голод не терзал Россию весь 19-й век. При крепостном праве (!!!!!!!) его не было (!!!!!!!!!).

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 06:58 pm UTC (link)
как это
тут, в Финке, был страшнейший голод в середине 19-го века
а у нас, значит, не было?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-02 07:22 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-04-02 08:30 pm UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-02 08:48 pm UTC
(no subject) - [info]maxxk, 2008-04-03 10:38 am UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-03 04:51 pm UTC
(no subject) - [info]maxxk, 2008-04-03 10:46 pm UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-03 10:55 pm UTC
(no subject) - [info]uman, 2008-04-09 12:12 am UTC
(no subject) - [info]aalv, 2008-04-02 07:21 pm UTC
(no subject) - [info]the_most_human, 2008-04-03 01:45 am UTC
(no subject) - [info]chelovek_1980, 2008-04-03 10:36 am UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-03 04:55 pm UTC
туда же - [info]chelovek_1980, 2008-04-03 11:16 am UTC
(no subject) - [info]dahr_blog, 2008-04-03 05:52 pm UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-03 06:18 pm UTC
(no subject) - [info]dahr_blog, 2008-04-03 06:23 pm UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-03 06:38 pm UTC

[info]gezesh
2008-04-02 06:57 pm UTC (link)
Тяжелый труд Вы на себя взвалили.:)
Многое хотеось бы добавить, но не буду. Боюсь, не сформулирую чето, лучше и не браться.:)
Но в качестве чисто исторических косяков - репрессии (в тмо числе и массовые депортации: довоенные и послевоенные, о чем Вы не сказали) по отношению к очень многим народам и отдельным соцгруппам (лесники, осадники), практически поголовные репрессии по отношению к бывшим военнопленным Зимней войны. Ну и опять же репрессии по отношению к военнопленным в ВОВ. Пускай они были совершенно не такими, какими их сейчас пытаются представить, но даже те 6%, которые составляют репрессированные, от общего числа военнопленных, - это много, по большому счету. Голодомор, уж простите мне это название. Опять же не утверждаю, что кто-то кого-то специально морил голодом, но во всяком случае советская администрация в те года продемонстрировала неспособность действовать в форс-мажорных обстоятельствах, что привело ко многим жертвам.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 07:00 pm UTC (link)
голод я упомняул
но вот слова Голодомор - правда, уже не выношу
кстати, моя прабабка умерла в начале 30-х - жила в Ставрополье
а табличку буду заполнять- вдруг самому интересно стало

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]gezesh, 2008-04-02 07:19 pm UTC
Я бы даже сказал - Сизифов труд - [info]palmira, 2008-04-03 06:29 am UTC

[info]babs71
2008-04-02 06:59 pm UTC (link)
Плюсы:
пункт 10 - спорный (фундаментальная наука на достаточно высоком уровне была и в царское время - Павлов, Бутлеров, Лобачевский, Ляпунов, Жуковский, Крылов и т.д.).
пункт 8 - также спорный. Как ни крути, но страна входила в Европейский концерт. То что СССР стал сверхдержавой №2 связано в первую очередью с падением остальных великих держав.
пункт 18 - ликвидации конфликтов не было, их просто загнали под крышку.
пункт 20 - а вы уверены, что это плюс? Той же Африке уход европейцев на пользу не пошел.
Минусы:
1. Добавить репрессии начала 30-х (Промпартия, Шахтинское дело, репрессии против военных и т.д.)
2. Добавить жертвы Гражданской войны
3. Пункт 15 - вы уверены, что репрессии не были шире?
4. Катынь, депортации из Прибалтики.

(Reply to this) (Thread)


[info]mendkovich
2008-04-02 07:05 pm UTC (link)
Минусы:
1.У меня лично нет уверенности, что шахтинской дело и дело Промпартии сфабрикованы. Так принято считать, но реальные факты мне неизвестны.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]babs71, 2008-04-02 07:09 pm UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-02 07:30 pm UTC
(no subject) - [info]babs71, 2008-04-02 07:31 pm UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-02 07:33 pm UTC
(no subject) - [info]babs71, 2008-04-02 07:50 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-04-02 07:05 pm UTC
(no subject) - [info]babs71, 2008-04-02 07:08 pm UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-02 07:31 pm UTC
(no subject) - [info]babs71, 2008-04-02 07:49 pm UTC
Можно - [info]reincarnat, 2008-04-03 07:57 am UTC
Re: Можно - [info]babs71, 2008-04-03 08:03 am UTC
Re: Можно - [info]reincarnat, 2008-04-03 08:58 am UTC
Re: Можно - [info]babs71, 2008-04-03 09:28 am UTC
(no subject) - [info]slobin, 2008-04-02 07:34 pm UTC
(no subject) - [info]slobin, 2008-04-02 07:30 pm UTC
(no subject) - [info]babs71, 2008-04-02 07:33 pm UTC
(no subject) - [info]slobin, 2008-04-02 07:37 pm UTC
(no subject) - [info]real_shtirlitz, 2008-04-02 07:43 pm UTC
(no subject) - [info]uman, 2008-04-02 10:16 pm UTC
(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-02 07:32 pm UTC
(no subject) - [info]kommari, 2008-04-03 07:48 am UTC
(no subject) - [info]babs71, 2008-04-03 08:06 am UTC
(no subject) - [info]however, 2008-04-03 11:24 am UTC
(no subject) - [info]vinniwolf, 2008-04-04 05:02 pm UTC

[info]9x19
2008-04-02 06:59 pm UTC (link)
Распад колониальной системы, на мой взгляд, породил больше минусов чем плюсов.


(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-03 07:49 am UTC (link)
наверное, судить об этом лучше африканцам и азиатам, всяким там многочисленным бойцам Фронтов национального осовобождения, которые, вооруженные нашими "калашами", сражались за независимость своих стран

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]9x19, 2008-04-03 09:43 pm UTC
(no subject) - [info]galeonis, 2008-04-03 11:23 pm UTC

[info]9x19
2008-04-02 07:01 pm UTC (link)
во времена революции + гражданской войны уехало много хороших ученых. Например, Сикорский.

(Reply to this) (Thread)


[info]aalv
2008-04-02 07:43 pm UTC (link)
А что, революцию устроил СССР и гражданскую войну он же развязал?

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]galeonis, 2008-04-02 08:39 pm UTC
(no subject) - [info]9x19, 2008-04-02 08:53 pm UTC
Падает пацтол - [info]galeonis, 2008-04-02 09:01 pm UTC
Re: Падает пацтол - [info]e2k_4d_x_ussr, 2008-04-03 10:00 am UTC
(no subject) - [info]galeonis, 2008-04-03 10:19 am UTC
(no subject) - [info]the_most_human, 2008-04-03 10:08 pm UTC
<лениво почесав пузо> - [info]galeonis, 2008-04-03 11:27 pm UTC
(no subject) - [info]the_most_human, 2008-04-04 02:05 am UTC
<философски> - [info]galeonis, 2008-04-06 02:23 pm UTC
Удивленно: - [info]the_most_human, 2008-04-07 06:01 am UTC
(no subject) - [info]blackdoc, 2008-04-03 03:58 pm UTC
(no subject) - [info]9x19, 2008-04-03 09:20 pm UTC
(no subject) - [info]blackdoc, 2008-04-04 09:36 am UTC

[info]abvgd
2008-04-02 07:01 pm UTC (link)
к минусам:
-- неэффективность экономического планирования на макроуровне, которая привела к тому, что система производства товаров группы А начала работать сама на себя
-- чрезмерно уравнительный подход к заработной плате
-- запрет частной собственности даже в тех сферах, где от нее нет никакого вреда и где централизованное планирование просто невозможно (например, овощной конвейер "поле-магазин")

к плюсам:
-- уверенность, что без работы не останешься
-- пропаганда неэгоистических мотиваций к труду
-- ощущение (неважно, верное или ложное) непобедимости твоей страны

(Reply to this) (Thread)


[info]however
2008-04-03 11:11 am UTC (link)
к минусам:
-- чрезмерно уравнительный подход к заработной плате
к плюсам:
-- уверенность, что без работы не останешься
-------------
странно, что причина и следствие одного и того же явления у вас разнесены в плюсы и минусы...
Так называемая "ликвидация безработицы" на самом деле представляла из себя следующую вещь: одни люди работали и создавали ценности, предположим на 360 рублей за единицу времени, а другие люди формально числились на работе, в самом деле пребывали несколько часов в некоторых учреждениях, где а) имитировали деятельность, б) были в это время ограничены в способах развлечения, в том числе - питии алкоголя. При этом первым, которые создавали ценности, выплачивалась часть заработанной ими суммы, а вторые - более многочисленные - получали ФАКТИЧЕСКИ пособие, но в размере средней заработной платы. Пособие - потому что ценностей они либо вообще не создавали, либо создавали мизер.
Вот и вся ликвидация безработицы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Теперь вот бы разобраться с тем, кто... - [info]palmira, 2008-04-03 06:59 pm UTC
Re: Теперь вот бы разобраться с тем, кто... - [info]however, 2008-04-03 08:46 pm UTC
Re: Теперь вот бы разобраться с тем, кто... - [info]however, 2008-04-03 08:56 pm UTC

[info]zavulonium
2008-04-02 07:02 pm UTC (link)
16, 17 - точно в плюсы.

(Reply to this)

Минус 7
[info]mendkovich
2008-04-02 07:06 pm UTC (link)
Спорен
http://www.zvezda.ru/economics/2007/09/04/nauka_ross.htm

(Reply to this)


[info]isto4nik_zarazi
2008-04-02 07:10 pm UTC (link)
думаю многие плюсы являлись следствием минусов (ну или наоборот).
репрессии против церкви и подавление религиозного фундаментализма
гонения на контркультуру и борьба против псевдокультуры
фундаментальная наука и отставание в технологиях и прикладных науках от Запада
и тд.
вобщем советские плюсы происходят из его же минусов.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 07:16 pm UTC (link)
абсолютно того же мнения
поэтому заполняя минусы, нужно представлять себя бабой Лерой, а плюсы... ну, самим собой тоже можно :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

??????? в таком случае ничего не выйдет - [info]palmira, 2008-04-03 05:51 am UTC
А вдруг наоборот? - [info]palmira, 2008-04-03 05:49 am UTC

[info]dobryj_manjak
2008-04-02 07:18 pm UTC (link)
По п. 2 - победы не было - просто пришли, посмотрели на ситуацию, оценили возможные последствия и требуемые расходы и укатили к себе (кроме японцев, но в том, что их выставили, тоже не наша заслуга - большевики только добавили им при уходе пинка. Если же вы имели в виду белое движение, то измените формулировку, так как они может и гады, но не марионетки.
П. 18 - тут скорее НЕ ликвидация.
п.20 - СССР тут тоже не главный виновник. Совсем даже не главный.

По негативу:
п.7 - будем милосердны, одна страна (ну хорошо, тусовка нескольких стран, в основном не слишком развитых) не может по всем направлениям тягаться со всем миром в науке и технологиях.
Зачем в списке Венгрия, Афганистан, Чехословакия? И раз уж пошла такая пьянка, то почему нету пакат небезызвестных М-Р.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 07:23 pm UTC (link)
я писал с точки зрения либерала, некоей условной Латынинодворской

жаль будет, если меня зачислят в эту компашку - роль "адвоката дьявола" иногда трудна

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]dobryj_manjak, 2008-04-02 07:34 pm UTC
(no subject) - [info]uman, 2008-04-09 12:23 am UTC

[info]r_natan
2008-04-02 07:18 pm UTC (link)
Сколько же красные успели сделать за такое короткое время
Это стало возможно,имхо,только в условиях,когда интересы отдельных личностей приносились в жертву государственным интересам,что в основном и определяет минусы,плюс человеческий фактор,то есть ошибки.

(Reply to this)


[info]soviet_engineer
2008-04-02 07:18 pm UTC (link)
Недостатки СССР были системные, а не конкретные.

(Reply to this) (Thread)


[info]dobryj_manjak
2008-04-02 07:35 pm UTC (link)
Не есть понимайт: системные недостатки - неконкретные?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

"Тут всю систему надо менять" (С) - [info]palmira, 2008-04-03 09:15 am UTC
(no subject) - [info]e2k_4d_x_ussr, 2008-04-03 10:11 am UTC
Вроде Финляндии, что ли? - [info]palmira, 2008-04-03 07:01 pm UTC
(no subject) - [info]e2k_4d_x_ussr, 2008-04-03 07:52 pm UTC
(no subject) - [info]real_shtirlitz, 2008-04-02 07:47 pm UTC

[info]newlander
2008-04-02 07:23 pm UTC (link)
22-й плюс - в минус (это как минимум частично исправило бы минус №7, который, ИМХО, стоит трактовать несколько более расширенно - включая влияние данного отставания на жизнь простого гражданина вроде дерьмовой в большинстве своем бытовой электроники).
PS Новочеркасск

(Reply to this)


[info]psehetuk
2008-04-02 07:24 pm UTC (link)
По-моему, вы пытаетесь сравнить теплое с мягким.

По марксисткой логике, универсальных ценностей -- а стало быть, и универсальной морали, не существует. То, что для представителей одних классов является плюсом, может запросто оказаться минусом для представителей других классов. И т.д. и т.п.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 08:52 pm UTC (link)
согласен
поэтому я взял как бы условного советиста и условного антисоветчика
потому что многие плюсы для одних - минусы для других

(Reply to this) (Parent)


[info]solnzevorot
2008-04-02 07:25 pm UTC (link)
пропаганда спорта,достижения в этой области

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 07:27 pm UTC (link)
во, точно забыл бы, потому что далек от спорта!
сенкс

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]aalv, 2008-04-02 08:02 pm UTC

[info]gadsjl_7
2008-04-02 07:31 pm UTC (link)
плюсы и минусы, слава Богу.)

(Reply to this)


[info]real_shtirlitz
2008-04-02 07:32 pm UTC (link)
по плюсам:
постановка "запада" в такое положение, что покровительственный и/или откровенно хамский тон в отношении иннициатив советской дипломатии стал не только непозволителен, но и немыслим.

создание системы контроля над вооружениями (которую уже 20 почти лет разваливают штаты), задавшую некие предсказуемые рамки для гонки вооружений

по минусам:

п7- уточните, что отставание было в основном в элементной базе электронного оборудования, точном станкостроении и приборостроении (последнее, отчасти следствие несовершенства элементной базы);
п16 - минусом является не сама коллективизация, а методы, которыми она проводилась;

если сравнить кол-во расстреляных в п.1 и п.14, то последний выглядит как-то странно...

(Reply to this)


[info]isto4nik_zarazi
2008-04-02 07:33 pm UTC (link)
да и наверное самый главный минус - политическая диктатура, полная невозможность простых людей влиять на полит. и эконом. процессы.

(Reply to this) (Thread)


[info]aalv
2008-04-02 08:08 pm UTC (link)
А кто это - простые люди? И сильно ли влияли они хоть в какое-то время хоть в какой-то стране на политические и экономические процессы? Что же касается вертикальной мобильности в обществе, положа руку на сердце - где ещё, кроме СССР, такое было, чтоб из комбайнёров, к примеру, в Политбюро?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]isto4nik_zarazi, 2008-04-03 09:13 am UTC
Конкретно? - [info]palmira, 2008-04-03 09:17 am UTC
Re: Конкретно? - [info]isto4nik_zarazi, 2008-04-03 09:25 am UTC
Про выборы я уже говорил. А про референдумы... - [info]palmira, 2008-04-03 07:07 pm UTC
Re: Про выборы я уже говорил. А про референдумы... - [info]isto4nik_zarazi, 2008-04-03 07:16 pm UTC
(no subject) - [info]pesahzon, 2008-06-06 10:12 pm UTC
(no subject) - [info]max_sor, 2008-04-03 01:23 am UTC
А разве это где-то есть? - [info]palmira, 2008-04-03 05:57 am UTC
Мне, например, сдается, что... - [info]palmira, 2008-04-03 06:46 am UTC
я думаю что вы правы. - [info]sternenzaehler, 2008-04-03 08:07 am UTC
Кто как - [info]palmira, 2008-04-03 09:16 am UTC
Насчет простых людей. Вот эти? - [info]palmira, 2008-04-03 06:47 am UTC
Re: А разве это где-то есть? - [info]isto4nik_zarazi, 2008-04-03 09:16 am UTC
Я не РЕШАЮ - я ВИЖУ :-)))))) - [info]palmira, 2008-04-03 09:23 am UTC
Re: Я не РЕШАЮ - я ВИЖУ :-)))))) - [info]isto4nik_zarazi, 2008-04-03 09:30 am UTC
Даже и с этим соглашусь. "По итогам". - [info]palmira, 2008-04-03 09:37 am UTC
Re: Даже и с этим соглашусь. "По итогам". - [info]isto4nik_zarazi, 2008-04-03 09:58 am UTC
Re: Даже и с этим соглашусь. "По итогам". - [info]palmira, 2008-04-03 07:12 pm UTC
Re: Даже и с этим соглашусь. "По итогам". - [info]isto4nik_zarazi, 2008-04-03 07:18 pm UTC

[info]kotob
2008-04-02 07:42 pm UTC (link)
социалисту нечем гордится из "плюсов".

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 07:55 pm UTC (link)
1) не все совкофилы - коммунисты
а плюсы я перечисляю не сов своей точки зрения, а с т.зр "совкофила
2) бесплатное образование не есть предмет гордости социалиста? Вы меня удивляете

(Reply to this) (Parent)


[info]slobin
2008-04-02 07:44 pm UTC (link)
А 11-й плюс я бы разрезал напополам: я, например, считаю, что нахождение сексуальных девиаций (и вообще всей сексуальной стороны жизни) в тени -- это плюс, а вот репрессии -- откровенный минус. Личная жизнь -- это личная жизнь, нефиг её на экраны и улицы тащить, но и в постель государство тоже лезть не должно.

... Супружество укладывает в одну постель странных партнёров ...

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 07:51 pm UTC (link)
согласен

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]nataxxa, 2008-04-03 10:47 pm UTC

[info]tom_nm
2008-04-02 07:49 pm UTC (link)
гонение на церковь надо дополнить разрушением храмов (в том числе всемирно признанных архитектурных памятников), разбазариванием имущества (продажа на запад за бесценок икон, колоколов, утвари).

на счет расстрела поляков есть разные версии все-таки.

негатив: принудительная украинизация юга и востока украины в 20-30х гг.

ну и вообще переход от унитарного к национально-федеративному устройству тоже скорее негатив по последствиям для русского народа и некоторых других народностей.

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 07:56 pm UTC (link)
разрушением храмов
***
это все-таки пост в ЖЖ - слишком влезать в конкретику - можно утонуть
церковь упомянута

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]tom_nm, 2008-04-02 07:57 pm UTC

[info]dmpokrov
2008-04-02 07:55 pm UTC (link)
Некоторые минусы, которые совсем не минусы.

Новочеркасск. К минусу нельзя относить. Подавление стихийного бунта без массовых кровопролитий (все жертвы - случайные, а расстрелянные по суду - результат беспорядков) и пресечение распространения беспорядков. Сравним с тем же периодом в США :-)
Венгрия и Чехословакия. Предотвращения (а не разжигания!) кровопролитных гражданских войн на территории этих стран минусами быть просто не может.
Разгон Учредительного собрания нельзя считать отсчетом гражданской войны. Это был частный случай, который просто использовался в лозунгах, не более того. Посему ставим в нейтрал, а не в минус.
Пакт Германия-СССР. Ну это вообще-то плюс, а не минус. Давайте вставим его в контекст именно той международной обстановки, когда он заключался!

В общем, список стоит немного переработать :-) И без оглядки на стереотипы, которые навязали антисоветские пропагандисты.

ПС о плюсах: 9.Была создана лучшая в мире система образования -- ну это уже шапкозакидательство :-)
14. Создание к началу 70-х годов массового советского среднего класса - то есть людей, чувствующих себя не-бедными. -- хм, это вопрос...
26.Беспощадная борьба с бандитизмом и практически искоренение организованной преступности к 70-м годам. -- а это фантастика (о "к 70-м")!

А в плюсах - убрать стереотипы из журнала "Советский Союз" :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 08:02 pm UTC (link)
еще раз - минусы я пишу с т.зрения либерала - умеренного
так же как и плюсы - с точки зрения умеренного совкофила
иначе там бы были и "расстрел банды предателей-марашалов и генералов Тухачевсого, Уборевича и других козявок"

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]kommari, 2008-04-02 08:20 pm UTC

[info]dengi_zlo
2008-04-02 08:20 pm UTC (link)
к минусам: показушные, ручные и конъюктурные СМИ

(Reply to this) (Thread)


[info]kommari
2008-04-02 08:25 pm UTC (link)
"цензура" покрывает, имхо - потому что не хочется утонуть в фактах (типа "грузины покупали больше "волг", чем русские)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]dengi_zlo, 2008-04-02 09:00 pm UTC

Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>

Create an Account
Forgot your login?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…